Запрос депутатов Мажилиса о пересмотре условий вступления в ВТО и ЕАЭС

11 ноября т. г. депутаты Мажилиса Парламента РК, члены фракции ДПК «Ак жол» А. Перуашев, М. Казбекова, Е. Барлыбаев, Е. Никитинская, К. Абсатиров, Б. Дюсембинов и Д. Еспаева направили депутатский запрос касательно пересмотра условий вступления в ВТО и ЕАЭС.

Премьер-Министр РК

Рассмотрев ваш депутатский запрос касательно поддержки отечественных предприятий в условиях вступления во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО), сообщаем следующее.

Касательно защиты национальных экономических интересов в рамках ВТО и Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС)

Принятые Республикой Казахстан обязательства в рамках ЕАЭС и ВТО соответствуют национальным интересам страны и основаны на принципах международной торговли (национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и т.д.). 

При этом необходимо отметить, что принятию соответствующих обязательств предшествовала масштабная работа по гармонизации национального законодательства и согласованию условий присоединения со всеми заинтересованными государственными органами и бизнес сообществом. 

При вступлении в ВТО Казахстан присоединился к основополагающему документу организации – Марракешскому соглашению, которое состоит из ряда международных договоров, не подлежащих к изменению государством-членом индивидуально. Решения по изменению обязательств в рамках ВТО принимаются консенсусом. 

Между тем Республике Казахстан удалось отстоять право оказания государственной поддержки сельского хозяйства в размере 8,5% от валовой стоимости продукции сельского хозяйства, что является одним из высоких показателей государственной поддержки среди стран-членов ВТО. 

Следует отметить, что данная государственная поддержка делится на две группы – с привязкой к определенному сельскохозяйственному продукту, эквивалентному 8,5% от общей стоимости производства продукции в течении соответствующего года (пшеницы, ячменя, хлопка, мяса, молоко и т.д.) и без привязки к конкретному продукту также в размере 8,5% (на удешевление 2 процентной ставки аграрных кредитов, поддержка в форме списания задолженности по кредитам, финансирование лизинга сельхозтехники и т.д.). 

В этой связи сообщаем, что в настоящее время внесение изменений в вышеуказанные международные договора не рассматривается. 

Вместе с тем, страны стремятся к извлечению максимальной выгоды от интеграционных процессов, зачастую нарушая принятые обязательства в целях защиты отечественного бизнеса. Для таких случаев правом ЕАЭС предусмотрены необходимые инструменты, которые направлены на устранение барьеров, с которыми сталкивается бизнес. 

К примеру, с 2016 года в рамках ЕАЭС устранено 54 из 65 квалифицированных барьеров. 

Также в целях обеспечения доступа казахстанских товаров на рынки стран-партнеров по ЕАЭС проводится системная работа, как на национальном уровне, так и на площадке органов ЕАЭС. К примеру: 

1) для налаживания прямого диалога с бизнесом создана Общественная приемная по вопросам участия Казахстана в ЕАЭС и ВТО. Общественная приемная будет проводить консультационную и разъяснительную работу с выездами в регионы;

2) утвержден и реализуется План мероприятий по устранению барьеров, действующих в странах-партнерах, которые являются чувствительными для казахстанских экспортеров; 

3) утверждена Межведомственная рабочая группа по вопросам устранения барьеров на внутреннем рынке ЕАЭС. Кроме того, в целях обеспечения беспрепятственного функционирования внутреннего рынка в рамках ЕАЭС действует механизм квалификации барьеров – Методология разделения препятствий на внутреннем рынке. 

Данный механизм позволяет выявлять препятствия и регламентирует весь процесс рассмотрения на площадке ЕЭК. На сегодня казахстанской стороной инициировано внесение изменений в действующую Методологию в части закрепления общего срока рассмотрения и квалификации барьеров до 3-х месяцев. 

Касательно закупок недропользователей и поддержки отечественных производителей

В соответствии с обязательствами, принятыми Республикой Казахстан в рамках вступления во ВТО, начиная с 1 января 2015 года исключена возможность включать требования о местном содержании в закупки товаров в ходе заключения новых контрактов с недропользователями, а также принимать любые меры, относящиеся к требованиям местного содержания, которые являются более ограничительными чем те, которые установлены Законом от 24 июня 2010 года №291-IV «О недрах и недропользовании».

Вместе с тем, Казахстану удалось отстоять интересы отечественных производителей и предусмотреть переходный период, согласно которому срок поддержки отечественных производителей товаров в рамках контрактов на недропользование продлен с даты вступления в ВТО до 1 января 2021 года, и сохранено право требования доли казахстанского содержания в услугах 3 (включая работы) и найме квалифицированных кадров до 50% для предоставления 20% условной скидки таким производителям работ и услуг. 

Следует отметить, что в преддверии окончания переходного периода и полноценного участия Казахстана в ВТО развитие и защита внутреннего рынка становится одним из самых актуальных вопросов, требующих серьезного подхода и принятия эффективных решений. 

Для решения вышеперечисленных вопросов создана Рабочая группа по вопросам развития местного содержания в регулируемых закупках в условиях вступления Казахстана в ВТО. 

Рабочей группой поддержаны предложения Казахстанского центра индустрии и экспорта «QazIndustry» по развитию местного содержания, в частности по ребредингу термина «местное содержание» на более нейтральный и повсеместной адаптации применения альтернативного понятия, к примеру «внутристрановая ценность». Также предлагалось законодательно закрепить данный термин в разрабатываемой концепции проекта Закона «О промышленной политике» и рассмотреть возможность переквалификации закупок квазигосударственного сектора в категорию для «правительственных целей». 

Также в настоящее время прорабатывается альтернативный механизм поддержки отечественных производителей путем заключения с недропользователями добровольных соглашений о стимулировании предпринимательства Республики Казахстан. Соответствующее предложение согласовано с заинтересованными государственными органами и НПП «Атамекен». 

В этой связи, в рамках проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам восстановления экономического роста» предусматривается внесение соответствующих изменений в законодательство Республики Казахстан, в том числе регулирующих порядок приобретения товаров работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию. 

Данные меры позволят вырабатывать и внедрять меры поддержки отечественных производителей. 

В целом вопрос поддержки отечественных производителей находится на постоянном контроле Правительства.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться