Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 августа  2017 года № 484

О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования»

 

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан                от 23 августа 2012 года № 1080 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования» (САПП Республики Казахстан, 2012 г., № 67, ст. 958) следующие изменения и дополнения:

1) в государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения, утвержденном указанным постановлением:

подпункт 3) пункта 4 исключить;

пункт 20 изложить в следующей редакции:

«20. Срок освоения общеобразовательных учебных программ дошкольного воспитания и обучения – 5 лет. Возрастная периодизация и возрастные группы следующие:

1) ясельный возраст – от 1 года до 3 лет:

группа раннего возраста – от 1 года до 2 лет;

первая младшая группа – от 2 до 3 лет;

2) дошкольный возраст – от 3 до 6 лет:

вторая младшая группа  – от 3 до 4 лет;

средняя группа – от 4 до 5 лет;

предшкольная подготовка – от 5 до 6 лет.»;

часть первую пункта 22 изложить в следующей редакции:

«22. Учебная нагрузка для всех возрастных уровней дошкольного воспитания и обучения устанавливается в типовом учебном плане.»;

2) в государственном общеобязательном стандарте среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденном указанным постановлением:

пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования определяет требования к:

1) содержанию образования;

2) максимальному объему учебной нагрузки обучающихся;

3) уровню подготовки обучающихся.»;

пункт 51 исключить;

пункт 55 исключить;

пункты 60 и 61 исключить;

3) в государственном общеобязательном стандарте начального образования, утвержденном указанным постановлением:

пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. В стандарте применяются термины и определения в соответствии с Законом. В дополнение к ним включены следующие термины и их определения:

  1. базовое содержание начального образования – состав, структура и объем содержания начального образования, подлежащего обязательному изучению в организациях образования, независимо от их типа, вида и формы собственности, а также языка обучения;
  2. внеурочная деятельность – составная часть целостного учебно-воспитательного процесса в организации образования, одна из форм организации свободного времени обучающихся, реализуемых сверх учебной нагрузки, определяемой типовым учебным планом;

3) образовательная область – составная часть базового содержания начального образования, включающая совокупность родственных учебных предметов;

4) типовой учебный план – документ, регламентирующий перечень учебных дисциплин (предметов) и определяющий объем инвариантного и вариативного компонентов учебной нагрузки соответствующего уровня образования;

5) инвариантный компонент учебной нагрузки – составной компонент типового учебного плана, определяющий учебные предметы, обязательные для изучения всеми обучающимися в организациях образования, независимо от их типа, вида и формы собственности, а также языка обучения;

6) вариативный компонент учебной нагрузки – составной компонент типового учебного плана, который определяется организацией образования соответственно образовательным потребностям обучающихся;

7) элективный курс – курс по выбору обучающихся, составная часть вариативного компонента учебного плана, направленная на расширение образовательной подготовки обучающихся;

8) ожидаемые результаты обучения – совокупность компетенций, выражающих, что именно обучающийся будет знать, понимать, демонстрировать по завершении процесса обучения;

9) инклюзивное образование – процесс, обеспечивающий равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

10) оценивание – процесс соотнесения реально достигнутых обучающимися результатов обучения с ожидаемыми результатами обучения на основе выработанных критериев; 

11) критерии оценки – утверждения, которые позволяют учителям и обучающимся признать, достигнута ли цель обучения, и служат основанием для  принятия решения по оценке достижений обучающихся;

12) формативное оценивание – вид оценивания, которое проводится в ходе повседневной работы в классе, является текущим показателем успеваемости обучающихся, обеспечивает оперативную взаимосвязь между обучающимся и учителем в ходе обучения, обратную связь между учеником и учителем и позволяет совершенствовать образовательный процесс;

13) суммативное оценивание – вид оценивания, которое проводится по завершении определенного учебного периода (четверть, триместр, учебный год), а также изучения разделов в соответствии с учебной программой; 

14) мониторинг образовательного процесса – cистематическое наблюдение, диагностирование, анализ, оценка и прогноз состояния, динамики изменений результатов и условий осуществления образовательного процесса в организациях образования;

15) ценности образования – ориентиры в построении системы целей обучения, которые служат основой для определения содержания образования, являются  ведущим фактором в формировании личности обучающегося;

16) образовательная деятельность – процесс целенаправленного, педагогически обоснованного, последовательного взаимодействия субъектов образования, в ходе которого решаются задачи обучения, развития и воспитания личности.»;

пункт 13 изложить в следующей редакции:

«13. Ожидаемые результаты по завершении начального образования по образовательной области «Язык и литература».

Первый язык (язык обучения), литература:

1) слушание и говорение

обучающийся понимает и передает основное содержание беседы, прочитанного или услышанного текста; определяет, как представлена точка зрения говорящего, делает выводы; понимает тему дискуссии и участвует в её обсуждении, соблюдая речевые нормы; осознанно использует в речи синонимы, антонимы, омонимы, слова с прямым и переносным значением; использует различные приёмы пересказа содержания повествовательных и описательных текстов, используя эмоционально-окрашенные средства выразительности; применяет различные приемы пересказа содержания художественных произведений; рассуждает по поводу прочитанного и услышанного, делится своими мыслями и эмоциями; аргументирует свою точку зрения, соблюдая логическую последовательность; самостоятельно составляет связные, логичные аргументированные высказывания в соответствии с предложенной темой и коммуникативно заданной установкой; участвует в диалоге, используя различные приемы речевого общения; анализирует представления о духовно-нравственных ценностях на основе прочитанной, услышанной информации;

2) чтение:

обучающийся читает произведения устного народного творчества и детской литературы, анализирует характер героев и дает оценку их поступкам;  отличает художественные тексты от нехудожественных; определяет основную идею и композицию художественных произведений; определяет жанр произведения, обосновывает свой ответ/выбор; определяет изобразительно-выразительные средства, использованные автором для создания образа; делает выводы об отношении писателя к своим героям; читает тексты, используя определенные виды и стратегии чтения; прогнозирует ход событий в произведениях; определяет типы текста (описание, повествование и рассуждение); выразительно читает рассказы/стихотворения; выразительно читает стихотворения наизусть; определяет общечеловеческие ценности в произведениях художественной литературы;

3) письмо:

обучающийся пишет собственные тексты различных типов, жанров и стилей, подбирая соответствующие слова; пишет в соответствии с изученными грамматическими, пунктуационными и орфографическими нормами; пишет тексты с использованием различных форм представления (рисунков, схем, графиков, таблиц); соблюдает гигиенические и каллиграфические навыки письма; синтезирует небольшие тексты на темы, связанные с культурой, обычаями народов Казахстана, выражая свою нравственную позицию.

Второй язык (казахский или русский):

  1. слушание:

обучающийся понимает смысл аудиовизуального материала, актуального для социально-бытовой и социально-культурной сфер общения; понимает тему, основную идею, главную и второстепенную информацию текста с достаточной полнотой, глубиной и точностью; понимает, как меняется стиль речи в зависимости от ситуации общения, места общения и участников общения (коммуникации), прогнозирует содержание истории/рассказа с учетом различных мнений;

2) говорение:

обучающийся передает содержание рассказов, историй, в том числе используя предварительные записи и план; формулирует вопросы и выражает свою точку зрения по поводу прочитанного, услышанного; самостоятельно составляет связные, логичные высказывания в соответствии с предложенной темой и коммуникативно заданной установкой; участвует в диалоге, выражая свое коммуникативное намерение в разных речевых ситуациях социально-бытовой и социально-культурной сфер общения;

3) чтение:

обучающийся читает тексты, используя разные виды и стратегии чтения; понимает ключевую информацию, выводы и оценки автора в тексте, содержащем незнакомые слова; различает художественные и нехудожественные тексты; находит нужную информацию в различных источниках; демонстрирует понимание идей, событий и мотивов поступков героев; выясняет значение незнакомых слов и фраз, используя словари и справочники; определяет общечеловеческие ценности в художественных произведениях казахской и мировой литературы;

4) письмо:

обучающийся делает короткие записи прослушанного текста, прочитанной информации и увиденного события (заголовки, отдельные факты, мнения); использует соответствующие лексические единицы для создания текстов повествовательного (неповествовательного) характера с учетом орфографических, грамматических и пунктуационных норм.

Третий язык:

1) слушание:

обучающийся понимает основное содержание непродолжительной беседы на знакомую тематику, распознает звучание знакомых слов и фраз; понимает короткие вопросы о цветах и числах; использует контекстные подсказки для прогнозирования содержания и смысла короткой беседы на знакомую тематику; понимает общий смысл коротких историй, звучащих медленно и отчетливо.»;

подпункт 1) пункта 14 изложить в следующей редакции:

«1) знает смысл понятий: «цифра», «число», «координатный луч», «доля числа», «обыкновенная дробь», «смешанное число», «числовое выражение», «буквенное выражение», «уравнение», «неравенство», «градусная мера угла», «десятичная дробь», «процент», «множество», «симметрия», «информация», «объект», «файл», «папка», «ярлык», «модель», «компьютерная сеть», «Интернет»; значение единиц разряда в десятичной системе счисления; плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы; формулы для вычисления периметра, площади квадрата и прямоугольника; правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; назначение объектов операционной системы; виды представления и единицы измерения информации; основные части компьютера; устройства ввода и вывода; назначение прикладных, сервисных программ и операционной системы, правила техники безопасности при работе за компьютером;»;

подпункт 2) пункта 15 изложить в следующей редакции:

«2) понимает важность бережного отношения к окружающей среде и сохранения биоразнообразия на Земле; необходимость соблюдения личной гигиены; защитные функции организма; значение компонентов природы для живых организмов; особенности организмов как средств приспособления к окружающей среде; простые различия позвоночных и беспозвоночных животных; необходимость рационального использования природных ресурсов;»;

подпункт 2) пункта 16 изложить в следующей редакции:

«2) понимает свою гражданскую идентичность в форме осознания себя как юного гражданина Казахстана и свою принадлежность к определенному этносу; ценность семьи, малой родины и Отечества; ценности многонационального казахстанского общества; значение государственной символики Казахстана; нормы нравственного поведения человека в обществе; свою сопричастность к жизни школы, села, города, страны; значимость служения обществу; функциональные и структурные особенности разных типов населенных пунктов; важность соответствия мыслей, слов и поступков, ответственность за них; значение национальных традиций, обычаев; роль путешествий в жизни людей и развитии общества; значимость самопознания и саморазвития человека; содержание понятий «труд», «взаимопонимание», «жизнерадостность», «оптимизм», «доброжелательность», «щедрость», «великодушие», «патриотизм», «творчество» и их значимость; необходимость ведения здорового образа жизни; значение природы как источника жизни; важность бережного отношения к природе;»;

пункт 17 изложить в следующей редакции:

«17. Ожидаемые результаты обучения по образовательной области «Технология и искусство».

По завершении начального образования обучающийся:

1) знает основные виды и жанры искусства; основные виды линий и форм; основные и дополнительные цвета; основные материалы и инструменты для рисования и декоративно-художественной работы; основные техники и методы работы в различных видах искусства;лучшие образцы произведений мировых и отечественных деятелей искусства; выразительные средства и приемы для передачи творческих идей; основы музыкальной грамоты; правила исполнения песен и слушания музыки; основные виды, жанры и стили казахской традиционной музыки; наименования и классификацию музыкальных инструментов народного и симфонического оркестра; виды хоров и оркестров; лучшие образцы и известных исполнителей казахской традиционной и классической музыки, музыки композиторов Казахстана и музыки народов мира; базовые компьютерные музыкальные программы;

2) понимает связь искусства с жизнью; взаимосвязь техники исполнения с соответствующим видом, стилем, жанром искусства; особенности и значение национальных традиций и обычаев в декоративно-прикладном искусстве Казахстана; значение произведений искусства в культуре казахского народа и других народов мира; роль музыки в жизни человека; взаимосвязь музыки с другими видами искусства; традиционную музыку как отражение культуры казахского народа и других народов мира; основополагающую роль народной музыки в композиторской музыке;

3) применяет законы композиции в изображении предметов; выразительные средства искусства; различные источники информации и информационно-коммуникационные технологии для развития идей; различные художественные материалы, инструменты и техники для создания творческих  работ; знание о видах, стилях и жанрах искусства в создании творческих работ; правила техники безопасности; знание основ музыкальной грамоты для передачи чувств, настроения при пении, игре на музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле, хоре/оркестре, для создания простых сочинений, импровизаций, творческих проектов, в том числе с использованием компьютерных музыкальных программ; знание о видах, стилях и жанрах музыки при объяснении музыкальных явлений, явлений окружающей действительности через язык звуков;

4) анализирует информацию из различных источников для планирования своей деятельности; стили и жанры искусства казахского народа и других народов мира; материалы и техники, использованные  для создания  произведений искусства; свойства и качества художественных материалов и инструментов при проведении экспериментальной, исследовательской работы; процесс и результаты собственной творческой деятельности; роль и значение музыки в жизни людей; сходства и различия, а также содержание традиционной казахской музыки и музыки народов мира; особенности музыкальных инструментов народного и симфонического оркестров; различные звуки  и звуковые эффекты для сочинения и импровизации собственных музыкально-творческих работ;

5) синтезирует способы и техники, свойства и возможности материалов для создания творческих работ; информацию из различных источников, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий для развития идей; знания, навыки, информацию для выполнения творческих проектов и реализации идей, в том числе с использованием музыкальных компьютерных программ; элементы разных видов искусства для создания творческой работы;

6) оценивает основной замысел, образы и идеи в художественных и музыкальных работах; выразительные средства и свойства материалов для создания творческой работы; самостоятельно/коллективно выполненные работы по художественному труду; нравственно-эстетическую сторону изучаемой музыки, полученные результаты творческой деятельности, роль музыки и художественного творчества в жизни.»;

пункты 19, 20 и 21 изложить в следующей редакции:

«19. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения (в астрономических часах) во 2 классе - не более 50 минут, в 3-4 классах – не более 1 часа 10 минут.

20. Оценка учебных достижений обучающихся осуществляется посредством использования критериев оценки знаний обучающихся. Критерии оценки используются для измерения уровня учебных достижений обучающихся.

21. Оценка учебных достижений обучающихся осуществляется в форме формативного и суммативного оценивания.»;

пункт 22 исключить;

пункт 23 изложить в следующей редакции:

«23. Оценивание на уровне начального образования осуществляется с использованием формативного и суммативного оценивания.»;

пункты 34 и 35 изложить в следующей редакции:

«34. Изучение казахского языка, русского языка и литературы как первого языка основано на использовании литературных текстов для развития речевых навыков обучающихся, умений самостоятельно работать с разными видами и типами текстов.

35. Обучение второму (русскому/ казахскому – в зависимости от языка обучения) и третьему языку (английскому) ориентировано на уровневое усвоение языка.»;

пункт 39 изложить в следующей редакции:

«39. Содержание предмета «Естествознание» должно обеспечить элементарный уровень научных знаний в рамках системы «Человек – Природа». Данный учебный предмет направлен на развитие природной любознательности обучающихся, исследовательских навыков, формирование научного понимания и видение окружающего мира. Содержание предмета структурировано по принципу «от простого к сложному, от знакомого к незнакомому». Осмысление причин и понимание взаимосвязи явлений и процессов живой и неживой природы, осознание многообразия и сложности окружающего мира расширят кругозор обучающихся. Учебный предмет «Естествознание» является пропедевтическим курсом к изучению самостоятельных учебных предметов «Биология», «Физика», «География» и «Химия» на последующих уровнях образования, а также закладывает основы исследовательских навыков, важных для любой отрасли знаний.»;

пункты 42 и 43 изложить в следующей редакции:

«42. Содержание образовательной области «Технология и искусство» представлено учебными предметами «Художественный труд» и «Музыка».

43. Содержание предметов образовательной области «Технология и искусство» направлено на формирование целостного восприятия   окружающего мира, познание его средствами визуального искусства и музыки;    развитие первоначальных представлений о роли изобразительного искусства, прикладного творчества и музыки в жизни человека, уважительного отношения к казахскому национальному декоративно-прикладному искусству, музыкальным традициям и обычаям, искусству других народов мира; воспитание нравственно-эстетического отношения к различным видам искусства как отражению жизни человека, на художественное и музыкально-творческое развитие обучающихся начальной школы.»;

пункты 49 и 50 изложить в следующей редакции:

 «49. Продолжительность учебного года в предшкольных классах – 32 учебные недели, в 1 классах – 33 учебные недели, во 2-4 классах - 34 учебные  недели. Продолжительность каникулярного времени в учебном году составляет не менее 30 дней. Каникулы предоставляются 3 раза в учебном году – осенью, зимой и весной. Для обучающихся первых классов в третьей четверти дополнительно предоставляется каникулярное время продолжительностью одна неделя.

 50. Деление класса на две группы осуществляется в городских общеобразовательных организациях образования при наполнении классов в 24 и более обучающихся, в сельских – в 20 и более обучающихся, в малокомплектных школах – не менее 10 обучающихся при проведении уроков, при реализации инклюзивного образования деление класса осуществляется из расчета уменьшения общего количества учащихся на три на каждого ребенка с особыми образовательными потребностями:

1) по казахскому языку в классах с неказахским языком обучения;

2) по русскому языку в классах с нерусским языком обучения;

3) по английскому языку;

4) по информационно-коммуникационным технологиям;

5) по самопознанию.»;

4) в государственном общеобязательном стандарте технического и профессионального образования, утвержденном указанным постановлением:

пункт 2 дополнить  подпунктами  27), 28) следующего содержания:

«27) базовый модуль – независимый, самодостаточный и полный раздел образовательной программы или период обучения, направленный  на приобретение  обучающимися способности управлять собой и собственной деятельностью, склонности к самомотивации и самоорганизации;

28) профессиональный модуль - независимый, самодостаточный и полный раздел образовательной программы или период обучения, направленный  на приобретение  обучающимися способности решать совокупность профессиональных задач на основе компетенций.»;

пункт 8 изложить в следующей редакции:

«8. Требования, предъявляемые к уровню подготовленности  обучающихся в организациях технического и профессионального образования, предусматривают возможность:

1) присвоения квалификации повышенного уровня профессиональной квалификации (разряда, класса, категории) по конкретной специальностис выдачей документа  установленного образца, при полном завершении программы повышенного уровня квалификации по результатам итоговой аттестации с выдачей документа государственного образца;

2) присвоения квалификации специалиста среднего звена – по завершению соответствующего уровня подготовки обучения и прохождения итоговой аттестации обучающихся, для военных специальностей по завершению обучения в ВСУЗах и прохождения итоговой аттестации обучающихся;

3) присвоения уровня квалификации прикладного бакалавра – по завершению обучения в высшем колледже и прохождения итоговой аттестации обучающимися, для военных специальностей присвоения уровня квалификации прикладного бакалавра  – по завершению обучения в ВСУЗах и прохождения итоговой аттестации обучающимися.»;

подпункт 2) пункта 9 изложить в следующей редакции:

 «2) подготовки специалистов по военным, медицинским специальностям и специальностям культуры и искусства (прием в хореографические учебные заведения осуществляется с 4 (5) класса).»;

пункт 10  изложить в следующей редакции:

«10. Рабочие учебные планы и учебные программы организаций образования могут полностью отличаться от типовых учебных планов и программ в случаях:

1) работы в экспериментальном режиме;

2) подготовки специалистов среднего звена, повышенного уровня квалификации на базе профессионального образования;

3) подготовки специалистов из числа лиц с особыми образовательными потребностями;

4) подготовки специалистов по военным специальностям;

5) подготовки специалистов  в соответствии с  потребностями  работодателей, учетом  специфики региона и учебного  заведения.

При планировании учебного процесса разработчики типовых учебных планов по специальностям технического и профессионального образования руководствуются моделью учебного  плана технического и профессионального образования согласно приложению 1 к настоящему стандарту.

При планировании учебного процесса по модульной технологии   обучения  разработчики типовых учебных планов по специальностям технического и профессионального образования руководствуются моделью учебного плана технического и профессионального образования согласно приложению  2 к настоящему стандарту.»;

подпункт  4) пункта 11 изложить в следующей редакции:

«4) в ВСУЗах содержание образовательных программ технического и профессионального образования предусматривает изучение общегуманитарных, общепрофессиональных, специальных дисциплин и прохождение войсковой стажировки.»;

в пункте 14:

подпункт 1) изложить в следующей редакции:

«1) изменять до 50 % объема учебного времени, отводимого на освоение учебного материала для циклов (модулей), до 50 % по каждой дисциплине (модулю) и до 60 % (до 80 % при дуальном обучении) производственного обучения и профессиональной практики с сохранением общего количества часов на обязательное обучение.

Дисциплины каждого модуля интегрируются в другие модули при необходимости;»;

подпункт 3) изложить в следующей редакции:

«3) в соответствии с потребностями работодателей изменять содержание учебных программ до 50% (до 80 % при дуальном обучении) по каждой дисциплине, производственному обучению и профессиональной практике, в том числе по интегрированным (включенным) в модули  дисциплинам и до                  60 % (до 80 % при дуальном обучении) по профессиональному модулю. Вводить дополнительные дисциплины (профессиональные модули) по требованию работодателей с сохранением общего количества часов на обязательное обучение. Дисциплины каждого модуля и отдельные дисциплины  интегрируются в другие модули при необходимости.»;

 пункт 15  изложить в следующей редакции:

«15. Образовательные программы технического и профессионального образования включают наряду с обязательными дисциплинами (модулями) и дисциплины (модули), определяемые организацией образования, факультативные занятия и консультации.»;

пункты 17, 18, 19 изложить в следующей редакции:

«17. Образовательные программы, направленные на профессиональную подготовку, включают:

1) изучение общепрофессиональных и специальных дисциплин;

2) выполнение лабораторно-практических занятий по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;

3) прохождение производственного обучения и профессиональной практики;

4) выполнение курсового и дипломного проектирования (работы);

5) в ВСУЗах прохождение войсковой стажировки;

6) при модульной технологии обучения освоение интегрированных в модули общегуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин профессиональных модулей, выполнение лабораторно-практических занятий по интегрированным в модули общегуманитарным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

Учебный процесс в организациях образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального образования, включает теоретические занятия и производственное обучение, выполняемое в учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах и учебных полигонах под руководством мастера производственного обучения, а также непосредственно на производстве и  организациях соответствующего профиля.

Учебная практика осуществляется в учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебных хозяйствах,  учебных полигонах и на производстве под руководством мастера производственного обучения, преподавателя специальных дисциплин, квалифицированного специалиста с производства.

Профессиональная практика проводится в соответствующих организациях, на рабочих местах, предоставляемых работодателями на основе договора, и направлена на формирование профессиональных компетенций.

В ВСУЗах профессиональная практика включает в себя практические и методические занятия по дисциплинам, определяющим боевую подготовку. Занятия планируются в классах, лабораториях, на учениях, при проведении полевых выходов,  направлены на закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения. Данные занятия направлены на приобретение практических навыков и профессиональных  компетенций в соответствии с присваиваемой квалификацией. Сроки и содержание практических занятий определяются рабочими учебными планами, графиком учебного процесса и рабочими учебными программами.

Сроки и содержание профессиональной практики определяются рабочими учебными планами и рабочими учебными программами.

Практическая подготовка – (лабораторно-практические занятия, производственное обучение, профессиональная практика, курсовое и дипломное проектирование) составляет не менее 40 % от общего объема учебного времени по модулю  (квалификации).

В ВСУЗах количество времени, отводимого на профессиональную практику, войсковую стажировку, на изучение общегуманитарных, общепрофессиональных, специальных дисциплин, определяется соответствующим уполномоченным органом.

Образовательные программы технического и профессионального образования с использованием дуального обучения предусматривают теоретическое обучение в организациях образования и не менее шестидесяти процентов (60 %) производственного обучения, практики на базе предприятия.    При модульной технологии  обучения дуальное обучение    применяется  при подготовке  квалифицированных рабочих и/или специалистов среднего звена.

18. Реализация образовательных программ технического и профессионального образования обеспечивается наличием библиотечного фонда учебной литературы и учебно-методических пособий, в том числе: электронных учебных пособий, аудио- и видеоматериалов, методических наглядных пособий и рекомендаций по дисциплинам, в том числе интегрированным в модули, профессиональным практикам, письменно-квалификационным работам, дипломным проектам.

19. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса должно соответствовать нормативным требованиям, установленным уполномоченным органом в области образования, в ВСУЗах - нормативным требованиям, установленным соответствующим уполномоченным органом, которым подведомственны ВСУЗы.»;

пункт 21 изложить в следующей редакции:

«21. Содержание обучения на уровне технического и профессионального образования определяется образовательными программами, которые разрабатываются на основе государственного общеобязательного стандарта образования.»;

пункт 22 дополнить подпунктами  7), 8), 9), 10), 11), 12), 13), 14), 15)  следующего  содержания:

«7) при модульной технологии  обучения на базе основного среднего образования без  получения  общего среднего образования – 10 месяцев;

8) при модульной технологии  обучения на базе основного среднего образования с получением общего среднего образования с присвоением квалификации повышенного уровня– 1 год 10 месяцев (одна квалификация);

9) при модульной технологии  обучения на базе основного среднего образования с получением общего среднего образования с присвоением квалификации специалист среднего звена и квалификации повышенного уровня  –  2 года 10 месяцев,  3 года 10 месяцев (до 4 квалификаций);

10) при модульной технологии  обучения на базе общего среднего образования с присвоением квалификации повышенного уровня – 10 месяцев (одна квалификация);

11) при модульной технологии  обучения на базе общего среднего образования с присвоением квалификации специалист среднего звена и квалификации повышенного уровня – 1 год 10 месяцев (до двух квалификаций), 2 года 10 месяцев (до четырех квалификаций); 

12) при модульной технологии  обучения на базе послесреднего, высшего образования, по соответствующей специальности – 10  месяцев;

13) при модульной технологии  обучения на базе послесреднего, высшего образования, по несоответствующей специальности сроки устанавливаются в соответствии со сроками на базе общего среднего образования;

14) при модульной технологии  обучения на базе технического и профессионального образования, по соответствующей специальности  – 10 месяцев;

15) для отдельных специальностей может быть определен иной срок обучения в зависимости от специфики специальности: искусство, геология, эксплуатации  водного транспорта, медицины, военных специальностей.»;

пункт 25 изложить в следующей редакции:

«25. Общий объем учебного времени при очной форме теоретического обучения определяется из расчета обязательной учебной нагрузки не менее      36 часов в неделю (при этом в указанный объем не входят занятия по факультативным дисциплинам и консультации).

Для ВСУЗов на учениях, в период проведения полевых выходов, на полигонах, всех видов практик учебная работа планируется из расчета до                 48 часов учебных занятий в неделю, в период проведения войсковой стажировки – исходя из 40 часовой рабочей недели.

Учебный год начинается 1 сентября и оканчивается в зависимости от организации учебного процесса, связанной со спецификой специальности. Каникулярное время составляет 11 недель в год, в том числе в зимний период – не менее 2 недель, кроме военных специальностей. Студенты, заключившие договор по дуальному обучению с предприятием, могут в каникулярное время проходить практику на предприятиях.  

Факультативные дисциплины предусматриваются в объеме не более               4 часов в неделю на 1 учебную группу.

Консультации для обучающихся очной формы обучения предусматриваются в объеме не более 100 часов на учебную группу на каждый учебный год и планируются по дисциплинам, в том числе  интегрированным в модули, по которым предусмотрены промежуточные и итоговые аттестации в виде экзаменов и выполнения курсовых и дипломных работ/ проектов.

В плане учебного процесса отражаются следующие формы контроля качества освоения обучающимися образовательных программ:

1) промежуточная аттестация;

2) итоговая аттестация в организациях образования;

Количество экзаменов и контрольных работ по общегуманитарным, социально-экономическим, общепрофессиональным и специальным дисциплинам, в том числе интегрированным в модули, определяется исходя из требований к уровню знаний, умений и компетенций, которыми должен обладать обучающийся.

Курсовые проекты (работы) рассматриваются как один из видов учебной работы по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, в том числе интегрированным в модули, и выполняются в пределах учебного времени, отводимого на их изучение. Количество курсовых проектов (работ) в семестре составляет не более одного. Дополнительно допускается планировать одну курсовую работу (проект).

По всем дисциплинам, в том числе интегрированным в модули,  предусматривается проведение промежуточной аттестации, основными формами которой являются контрольная работа, зачет,  экзамен.

Контрольные работы и зачеты проводятся за счет учебного времени, отведенного на изучение данной дисциплины, в том числе интегрированной в модули, экзамены – в сроки, отведенные на промежуточную аттестацию.При  кредитной  технологии обучения  экзамены проводятся  за счет  учебного времени, отведенного  на изучение данной дисциплины, в том числе  интегрированной в модули, без выделения  дополнительного  бюджета времени.

Для военных специальных учебных заведений по всем дисциплинам предусматривается проведение промежуточной аттестации, основной  формой которой является экзамен.

Промежуточная аттестация по общеобразовательным дисциплинам, в том числе интегрированным в модули, предусматривает проведение экзаменов по: языку, литературе, истории Казахстана, математике и выбору организации технического и профессионального образования.

По итогам промежуточной аттестации обучающимся присваивается достигнутый уровень профессиональной квалификации (разряд, класс, категория) по конкретной специальности. 

Для оценки уровня подготовки обучающегося по завершении освоения профессиональной образовательной программы проводится итоговая аттестация.

Итоговая аттестация обучающихся организаций технического и профессионального образования включает:

1) аттестацию обучающихся в организациях образования;

2) оценку уровня профессиональной подготовленности и присвоение квалификации.

Для ВСУЗов итоговая аттестация включает сдачу комплексного экзамена по специальным дисциплинам.  

Итоговая аттестация обучающихся в организациях образования проводится с целью определения  уровня освоения образовательных программ обучающимися по итогам полного курса обучения.

Возможные формы аттестации в организациях образования по итогам завершения обучения образовательных программ: сдача экзаменов по общепрофессиональным и/или специальным дисциплинам, в том числе интегрированным в модули, или выполнение и защита дипломного проекта, или выполнение и защита дипломной работы, или выполнение и защита дипломной работы со сдачей экзамена итоговой аттестации по одной из специальных дисциплин, в том числе интегрированной в профессиональный модуль.

Форма итоговой аттестации обучающихся определяется организацией образования. Объем учебного времени на ее проведение  составляет не более                      2-х недель.

Оценка уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации (далее -ОУППК) выпускника организаций образования в рамках соответствующего вида профессиональной деятельности проводится работодателями.

 В ВСУЗах ОУППК не проводится.

 Время, отводимое на завершение обучения (дипломное проектирование и итоговая аттестация), не должно превышать 8 недель. Продолжительность преддипломной (квалификационной) практики планируется в зависимости от сложности специальности в соответствии с рабочим учебным планом.»;

в пункте 26:

части первую и вторую  изложить в следующей редакции:

«26. Установление последовательности изучения учебных дисциплин, в том числе интегрированных в модули, распределение учебного времени по каждому из них по курсам и семестрам производятся с учетом междисциплинарных связей.

При определении перечня специальных дисциплин, в том числе интегрированных в модули, и планировании их изучения необходимо руководствоваться тем, что изучение указанных дисциплин, в том числе интегрированных в модули, призвано обеспечить подготовку конкурентоспособных специалистов в соответствии со спецификой конкретной отрасли. Социально-экономические дисциплины, в том числе интегрированные в модули, реализуются при подготовке специалистов среднего звена с объемом учебного времени не более 180 часов, за исключением военных специальностей.»;

часть третью исключить;

 в приложении  к указанному  стандарту слова «Приложение к государственному общеобязательному стандарту технического и профессионального образования» заменить словами «Приложение 1 к государственному общеобязательному стандарту технического и профессионального образования»;

дополнить приложением 2 к указанному  стандарту согласно приложению 1 к настоящему постановлению;

5) в государственном общеобязательном стандарте послесреднего образования, утвержденном указанным постановлением:

пункт 2  дополнить подпунктами  21) и 22)  следующего содержания:

«21) базовый модуль – независимый, самодостаточный и полный раздел образовательной программы или период обучения, направленный  на приобретение  обучающимися способности управлять собой и собственной деятельностью, склонности к самомотивации и самоорганизации;

22) профессиональный модуль - независимый, самодостаточный и полный раздел образовательной программы или период обучения, направленный  на приобретение  обучающимися способности решать совокупность профессиональных задач на основе компетенций.»;

пункты  9, 10 изложить в следующей редакции:

«9. Типовые учебные планы должны соответствовать модели учебного плана и могут отличаться в случае подготовки:

1) специалистов из числа лиц с особыми образовательными потребностями;

2) специалистов по военным, медицинским специальностям и специальностям культуры и искусства.

Рабочие учебные планы и учебные программы организаций послесреднего образования могут отличаться от типовых учебных планов и программ в случаях:

1) работы в экспериментальном режиме;

2) подготовки специалистов из числа лиц с особыми образовательными потребностями.

При планировании учебного процесса разработчики послесреднего образования руководствуются моделью учебного плана послесреднего образования согласно приложению  1 к настоящему стандарту.

При планировании учебного процесса разработчики послесреднего образования руководствуются моделью учебного плана послесреднего образования при модульной и кредитной  технологии обучения согласно приложению 2 к настоящему стандарту.

10. Содержание образовательных программ послесреднего образования предусматривает:

1) изучение интегрированных курсов по общеобразовательным предметам, являющимся профилирующими для освоения общепрофессиональных и специальных дисциплин, в том числе интегрированных в модули, прохождение производственного обучения и профессиональной практики по приобретению профессиональных навыков;

2) изучение общегуманитарных, экономических, общепрофессиональных, специальных дисциплин, прохождение производственного обучения и профессиональной практики по приобретению и закреплению профессиональных навыков;

3) изучение интегрированных, модульных программ технического и профессионального, послесреднего образования и отдельных дисциплин бакалавриата;

4) по итогам  квалификационных экзаменов   присвоение  квалификации (разряда, класса, категории);

5) по завершении обучения присвоение квалификации прикладного бакалавра.

При этом образовательные программы послесреднего образования структурируются по принципу модульно-кредитного  обучения.»;

в пункте 13:

 подпункт 1) изложить в следующей редакции :      

«1) изменять до 50 % объема учебного времени, отводимого на освоение учебного материала для циклов и модулей, до 50% по каждой дисциплине (модулю) и до 50 % производственного обучения, и профессиональной практики с сохранением общего количества часов на обучение. Дисциплины каждого модуля и отдельные дисциплины  интегрируются в другие модули при необходимости;»;

подпункт  3) изложить в следующей редакции:

«3) в соответствии с потребностями работодателей изменять содержание учебных программ до 50% по интегрированным (включенным) в модули   дисциплинам и до 50% по профессиональному модулю, производственному обучению и профессиональной практике. Вводить дополнительные профессиональные модули по требованию работодателей с сохранением общего количества часов на обучение. Дисциплины каждого модуля и отдельные дисциплины  интегрируются в другие модули при необходимости;»;

пункт  14 изложить в следующей редакции:

«14. Образовательные программы послесреднего образования включают наряду с обязательными  дисциплинами и  дисциплины, в том числе интегрированные в модули, определяемые организацией образования, факультативные занятия и консультации.

Консультации и факультативные занятия направлены на обеспечение индивидуальных способностей и запросов обучаемых.»;

пункты 16, 17, 18  изложить в следующей редакции:

«16. Образовательные  программы, направленные на профессиональную подготовку, включают:

1) изучение общепрофессиональных и специальных дисциплин, в том числе интегрированных в модули;

2) выполнение лабораторно - практических занятий по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, в том числе интегрированных в модули;

3) прохождение производственного обучения и профессиональной практики;

4) выполнение курсового и дипломного проектирования (работы).

Производственное обучение осуществляется в учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебных хозяйствах и учебных полигонах под руководством мастера производственного обучения.

Учебная практика осуществляется в учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебных хозяйствах, учебных полигонах и на производстве под руководством мастера производственного обучения, преподавателя специальных дисциплин, квалифицированного специалиста с производства.

Профессиональная практика проводится в соответствующих организациях, на рабочих местах, предоставляемых работодателями на основе договора, и направлена на формирование профессиональных компетенций.

В период прохождения профессиональной практики предусматривается овладение обучающимися одной или несколькими родственными квалификациями со сдачей квалификационного экзамена.

По завершении профессиональной практики обучающимся присваивается достигнутый уровень профессиональной квалификации (разряд, класс, категория).

Сроки и содержание профессиональной практики определяются рабочими учебными планами и рабочими учебными программами.

Практическая подготовка - (лабораторно-практические занятия,   производственное обучение, профессиональная практика, курсовое и  дипломное проектирование) должна составлять не менее 40 % от общего объема  учебного времени   обучения по модулю (квалификации).

17. Реализация образовательных программ послесреднего  образования обеспечивается наличием библиотечного фонда учебной литературы и учебно-методических пособий, в том числе: электронных учебных пособий, аудио- и видеоматериалов, методических наглядных пособий и рекомендаций по дисциплинам, интегрированным в модули, профессиональным практикам, письменно-квалификационным работам, дипломным проектам.

18. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса должно соответствовать нормативным требованиям, установленным уполномоченным органом в области образования.»;

пункты 20, 21 изложить в следующей редакции:

 «20. Содержание обучения на уровне послесреднего  образования определяется образовательными программами, которые разрабатываются на основе государственного общеобязательного стандарта образования.

21. Нормативный срок освоения образовательной программы послесреднего образования, который указывается в типовых учебных планах по специальности, устанавливается в зависимости от сложности ожидаемого установленного уровня квалификации, базового уровня образования обучающихся и при очной форме обучения составляет:

1) на базе общего среднего образования со сроком обучения – 1 год                      6 месяцев, 1 год 10 месяцев, 2 года 6 месяцев, 2 года 10 месяцев;

2) на базе технического и профессионального образования –10 месяцев,             1 год 6 месяцев, 1 год 10 месяцев;

3) при модульном и кредитном обучении на базе общего среднего образования со сроком обучения – 1 год 10 месяцев,  2 года 10 месяцев;

4) при модульном и кредитном обучении на базе технического и профессионального образования –10 месяцев, 1 год  10 месяцев;

5) для отдельных специальностей может быть определен иной срок обучения в зависимости от специфики специальности: искусство, геология, эксплуатации  водного транспорта, медицины, военных специальностей.»;  

 пункты 24, 25 изложить в следующей редакции:

«24. Объем аудиторных занятий обучающихся при дневной  форме обучения составляет не менее 36 часов в неделю в период теоретического обучения, при этом в указанный объем не входят занятия по факультативным дисциплинам и консультации.

Учебный год начинается 1 сентября и оканчивается в зависимости от организации учебного процесса, связанной со спецификой специальности.    Каникулярное время составляет 11 недель в год, в том числе в зимний период – не менее 2 недель, кроме военных специальностей. 

Факультативные дисциплины предусматриваются в объеме не более                   4 часов в неделю на 1 учебную группу, кроме медицинских  специальностей по кредитной технологии обучения.

Консультации для обучающихся очной формы обучения предусматриваются в объеме не более 100 часов на учебную группу на каждый учебный год и планируются по дисциплинам, интегрированным в модули, по которым предусмотрены промежуточные и итоговые аттестации в виде экзаменов и выполнения курсовых и дипломных работ/проектов, кроме медицинских  специальностей по кредитной технологии обучения.

В плане учебного процесса отражаются следующие формы контроля качества освоения обучающимися образовательных программ:

1) промежуточная аттестация;

2) итоговая аттестация в организациях образования.

Количество экзаменов и контрольных работ по дисциплинам определяется исходя из требований к уровню знаний, умений и компетенций, которыми должен обладать обучающийся.

Курсовые проекты (работы) рассматриваются как один из видов учебной работы по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, в том числе интегрированным в модули,и выполняются в пределах учебного времени, отводимого на их изучение. Количество курсовых проектов (работ) в семестре составляет не более одного. Дополнительно допускается планировать одну курсовую работу (проект).

По всем дисциплинам, в том числе интегрированным в модули, предусматривается проведение промежуточной аттестации, основными формами которой являются: контрольная работа, зачет,  экзамен.

Контрольные работы и зачеты проводятся за счет учебного времени, отведенного на изучение данной дисциплины, в том числе интегрированной в модули, экзамены – в сроки, отведенные на промежуточную аттестацию.

Для оценки уровня подготовки обучающегося по завершению освоения образовательной программы проводится итоговая аттестация.

Итоговая аттестация обучающихся в организациях образования проводится с целью определения уровня освоения образовательных программ обучающимися по итогам полного курса обучения.

Возможные формы аттестации в организациях образования по итогам завершения обучения образовательных программ: сдача экзаменов по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, в том числе интегрированным в модули, или выполнение и защита дипломного проекта, или выполнение и защита дипломной работы, или выполнение и защита дипломной работы со сдачей экзамена итоговой аттестации по одной из специальных дисциплин, в том числе интегрированной в профессиональный модуль.

Форма итоговой аттестации обучающихся определяется организацией образования. Объем учебного времени на ее проведение  составляет не более   2-х недель.

Для специальностей сферы искусства и культуры предусмотрено выполнение творческих заданий.

По итогам промежуточной аттестации обучающимся присваивается достигнутый уровень профессиональной квалификации (разряд, класс, категория) по конкретной специальности.

Практические экзамены проводятся на производственных площадках, в лабораториях, мастерских или учебных центрах, оснащенных необходимым оборудованием по каждой специальности.

Время, отводимое на завершение обучения (дипломное проектирование и итоговая аттестация), не должно превышать 8 недель. Продолжительность преддипломной (квалификационной) практики планируется в зависимости от сложности специальности.

25. Установление последовательности изучения учебных дисциплин, распределение учебного времени по каждому из них по курсам и семестрам производятся с учетом междисциплинарных связей.

При определении перечня специальных дисциплин, в том числе интегрированных в модули, и планировании их изучения необходимо руководствоваться тем, что изучение указанных дисциплин, в том числе интегрированных в модули, призвано обеспечить подготовку конкурентоспособных специалистов в соответствии со спецификой конкретной отрасли. Социально-экономические дисциплины, в том числе  интегрированные в модули, реализуются с объемом учебного времени не более 180 часов, кроме  кредитной технологии обучения на базе технического и профессионального образования по родственной специальности или медицинским специальностям.

Занятия по «Физической культуре» являются обязательными и планируются не более 4 часов в неделю (в зависимости от специальности),                   2 часа из которых со второго курса могут отводиться для занятий в спортивных секциях. По завершении курса «Физическая культура» сдается экзамен без выделения дополнительного бюджета времени.»;

в приложении к указанному стандарту слова «Приложение к государственному  общеобязательному стандарту послесреднего образования» заменить словами « Приложение 1 к государственному общеобязательному стандарту послесреднего образования»;

дополнить приложением 2 к указанному стандарту согласно приложению 2 к настоящему постановлению;

6) в государственном общеобязательном стандарте высшего образования, утвержденном указанным постановлением:

пункты 84 и 85 исключить;

7) в государственном общеобязательном стандарте послевузовского образования, утвержденном указанным постановлением:

в подразделе 4 «Требования к максимальному объему учебной нагрузки» раздела 1 «Магистратура»:

пункты 84 и 85 исключить;

в подразделе 4 « Требования к максимальному объему учебной нагрузки» раздела 2 «Докторантура»:

пункт 86 изложить в следующей редакции:

«86. Докторская диссертация обязательно должна пройти проверку на предмет заимствования без ссылки на автора и источник заимствования (проверка диссертации на предмет плагиата), которая осуществляется национальным центром государственной научно-технической экспертизы.».

2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением пункта 20 государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения, который вводится в действие с 1 января 2019 года.

Премьер-Министр Республики Казахстан                                    Б.Сагинтаев

Приложение 1

Приложение 2

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться