В Казахстане упрощены процедуры перевозки лиц с инвалидностью — Б. Атамкулов

На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина в ходе рассмотрения вопроса социальной защиты лиц с инвалидностью министр индустрии и инфраструктурного развития РК Бейбут Атамкулов выступил с докладом об обеспечении доступной среды для лиц с ограниченными возможностями.

В начале своего выступления министр отметил, что в целях исполнения поручений Главы государства К. Токаева МИИР РК повсеместно ведется работа по повышению качества жизни лиц с инвалидностью.

«Мы принимаем меры по обеспечению равного доступа для всех наших граждан к инфраструктурным и социальным объектам. Так, в целях создания в населенных пунктах «безбарьерной среды» для лиц с инвалидностью, МИИР РК совместно с Минтруда РК утвердили Дорожную карту по созданию доступного инфраструктурного развития», — сказал Б. Атамкулов.

По словам Б. Атамкулова, в настоящее время из 18 утвержденных мероприятий реализованы 12, 6 из них осуществляются на постоянной основе – это разъяснительные работы, мониторинг и контроль.

Работы по внедрению «безбарьерной среды» проводятся в сферах строительства, гражданской авиации, железнодорожного транспорта и автомобильного транспорта, в жилых и общественных зданиях, учебных и медицинских учреждениях.

Как отметил глава ведомства, в действующее законодательство в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности внесены соответствующие поправки.

Действующая нормативная база содержит все необходимые требования для создания благоприятной среды для лиц с ограниченными возможностями. В частности, установлены требования к застройке населенных пунктов, а именно к парковочным местам, пешеходным дорожкам, входным группам, включая пандусы и лестницы, лифтам и другим подъемным устройствам, местам общего пользования. Все строящиеся жилые дома и объекты должны соответствовать установленным требованиям.

Б. Атамкулов подчеркнул, что стандарты должны соблюдаться на всех этапах проектирования и строительства. Уже действующие объекты должны быть приведены в соответствие с современными требованиями доступной среды. 

В настоящее время местные исполнительные органы проводят паспортизацию объектов социальной инфраструктуры. Согласно информации Министерства труда и социальной защиты населения, паспортизация уже проведена на 34 279 объектах из запланированных 34 509.

«Как показал мониторинг, 24 939 объектов (97,9%) на сегодняшний день адаптированы под доступную среду. Наименьший показатель в разрезе регионов отмечается в ВКО (85,7%), г. Алматы (96,5%) и Мангистауской области (97,3%)», — сообщил министр МИИР РК.

Непосредственная реализация и контроль соблюдения законодательных требований осуществляется местными исполнительными органами на вверенной им территории. В связи с этим акиматам необходимо усилить контроль над соблюдением требований по обеспечению безбарьерной среды на местах.

Что касается сферы гражданской авиации, то здесь также создаются благоприятные условия для обслуживания пассажиров с ограниченными возможностями. Авиационная администрация Казахстана ведет непрерывный надзор за соблюдением стандартов перевозки таких лиц.

Согласно информации Министерства индустрии и инфраструктурного развития, в Казахстане упрощены процедуры перевозки лиц с инвалидностью. Так, отменены требования по предоставлению расписки о взятии на себя ответственности за свое здоровье во время полета и обязательном сопровождении лиц с инвалидностью во время полета. Также гражданам с ограниченными возможностями разрешается перевозить в ручной клади лекарства и другие предметы, необходимые во время полета.

Подобная работа ведется и в сфере железнодорожных перевозок. Как доложил Б. Атамкулов, до конца 2022 года планируется полностью решить проблему дефицита специализированных вагонов, сейчас перед ведомством стоит задача довести количество вагонов-купе для перевозки лиц с инвалидностью с 98 до 122 ед.

«На сегодняшний день во всех поездах имеются инвалидные коляски, оказывается помощь при посадке и высадке маломобильных лиц. Все работники поездной бригады обучены и имеют опыт обслуживания маломобильных групп населения и лиц с ментальными расстройствами», — добавил министр.

Кроме того создаются условия для льготного приобретения билетов на пассажирские поезда. Так, с июня текущего года на сайте bilet.railways.kz внедрена новая услуга по онлайн оформлению льготных билетов для лиц с ограниченными возможностями, что позволяет приобрести билеты, не выходя из дома.

Для граждан всех групп инвалидности действует 50% скидка на оплату проезда по социально значимым маршрутам, и 70% скидка от стоимости билета на коммерческих поездах «Тулпар-Тальго». 

В настоящее время ведется работа по интеграции действующей системы продажи с базой данных лиц с ограниченной возможностью Министерством труда и соцзащиты РК.

Высказался министр и о соответствии установленным требованиям железнодорожных вокзалов республики. Так, по его данным, на сегодняшний день 99 железнодорожных вокзалов республики полностью соответствуют требованиям по обслуживанию лиц с инвалидностью. И только 7 вокзалов, находящихся на балансе акиматов Алматы, Шымкента, Туркестанской и Павлодарской областей, этим требованиям не отвечают.

В текущем году АО «КТЖ» проведены работы по установке индукционных панелей и подъемных устройств для передвижения по лестничным маршам. В целом же для модернизации вокзалов необходимо предусмотреть порядка 800 млн тг, поэтому акиматы должны определить источники и механизмы финансирования.

Также проведен мониторинг соответствия и на автовокзалах и автостанциях Казахстана. Всего в стране функционируют 33 автовокзала и 114 автостанций.

«По информации местных исполнительных органов 32 автовокзала и 98 автостанций отвечают требованиям доступности для инвалидов. Из задействованных на городских маршрутах страны 10 623 автобусов соответствуют необходимым требованиям только 30%», — дополнил Б. Атамкулов.

По линии работы регионов в данном направлении сообщается, что в текущем году закуплены 585 автобусов отечественного производства на сумму 23,7 млрд тенге. Все они соответствую требованиям по доступности.

Помимо прочего сообщается о порядке оказания безвозмездных услуг инватакси. Так, законодательно закреплено наличие одного такси для перевозки инвалидов-колясочников на каждые 30 такси и 10% мест на стоянке для транспортных средств лиц с ограниченными возможностями. 

Отметим, в настоящее время в регионах работают 119 служб инватакси с автопарком в 375 единиц.

В целом, со стороны Министерства приняты меры на законодательном уровне, соответствующие основным принципам Конвенции о правах инвалидов. 

«В рамках импортозамещения АО «Тыныс» налажено производство отечественных инвалидных колясок с электрическим и механическим приводом. Годовой объем производства составляет 5 тыс. колясок в год, это позволит нам к 2025 году произвести 25 тыс. колясок и полностью покрыть потребность внутреннего рынка. Уже в этом году подписан контракт с Министерством труда и социальной защиты населения на поставку 1 381 ед. с электрическим приводом на общую сумму 1,2 млрд тенге», — проинформировал министр Б. Атамкулов.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться