Обзор: как обеспечивается экологическая безопасность в Казахстане

Технологический прогресс влечет за собой ухудшение экологической ситуации. Казахстан с огромной территорией и большими природными ресурсами не является исключением. Однако руководством страны уделяется первостепенное внимание вопросам улучшения экологии, расширения использования возобновляемых источников энергии, культивирования бережного отношения к природе. Активизировать работу именно по этим направлениям поручил Правительству Президент Казахстана К. Токаев в Послании народу РК «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана». В 2019 году была проделана большая работа, результаты которой видны уже сегодня. Редакция PrimeMinister.kz подготовила обзор о том, как реализуется экологическая политика в стране.

Главным событием в сфере экологии в 2019 году стало создание Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан (МЭГПР РК). Создание центрального исполнительного органа призвано усовершенствовать политику страны в области охраны окружающей среды, создать условия для интенсивного развития отрасли по управлению отходами. 

 

Новый Экологический кодекс — принципиально новый документ

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в  Конституции Республики Казахстан. В пункте 1 статьи 31 Основного Закона говорится: «Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека».

Это конституционное положение нашло свое дальнейшее развитие в Экологическом кодексе, который действует в Казахстане с 2007 года.

В 2019 году ведущими экспертами и бизнес-сообществом была проделана большая работа по разработке нового Экологического кодекса РК, который основан на наилучшем международном опыте. В декабре на очередном заседании Правительства под председательством Премьер-Министра Аскара Мамина был одобрен проект новой редакции Экологического кодекса РК.

Кодекс состоит из 7 основных принципов, главный из которых — «загрязнитель платит и исправляет».

Изменения предусматривают применение процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) лишь в отношении крупных предприятий «первой категории», а не всех природопользователей. При этом общественность будет участвовать во всех стадиях ОВОСа, а не единожды на этапе экологической экспертизы.

С 2025 года будут применяться комплексные экологические разрешения (КЭР) для крупных объектов «первой категории» и внедрен механизм наилучших доступных технологий (НДТ), направленный на снижение выбросов в окружающую среду. Перешедшие на НДТ компании освобождаются от платы за эмиссии, для остальных ставки платы за выбросы будут постепенно повышаться в 2, 4, 8 раз каждые три года, начиная с 2028 года (с 2025 г. для топ-50 крупных предприятий).

Получение КЭР станет обязательным для вновь вводимых предприятий. При этом местные исполнительные органы обязаны финансировать природоохранные мероприятия за счет поступающих экологических платежей в объеме 100%.

В проекте Кодекса предусмотрено создание автоматизированной системы мониторинга объемов выбросов вредных веществ в окружающую среду крупнейшими предприятиями-загрязнителями.

В Кодексе исключена процедура предварительного уведомления о проверке предприятия по факту экологического нарушения и жалоб через СМИ, что позволит уполномоченным государственным органам незамедлительно реагировать и пресекать причинение ущерба окружающей среде. При этом административные штрафы за экологические правонарушения будут увеличены в 10 раз.

Проект новой редакции Экологического кодекса также вводит 5-ступенчатую иерархию отходов и обязательную «поэтапность» в обращении с ними: предотвращение/минимизация образования – повторное использование, переработка, утилизация – захоронение.

Классификация отходов будет приведена в соответствии с Европейским каталогом отходов, охватывая как неопасные, так и опасные отходы.

Одновременно внедряется механизм «Waste to Energy», то есть сжигание отходов с последующим получением электроэнергии по аналогии с ВИЭ. Это позволит к 2025 г. сократить объемы отходов до 30% и привлечь инвестиции на сумму более 180 млрд тг.

 

Сохранение природных ресурсов: увеличена численность редких копытных животных

Природные ресурсы не бесконечны. Их надо беречь, экономить и заниматься восстановлением. В этом отношении в Казахстане проводится большая работа.

Деятельность по сохранению природных ресурсов осуществлялась в рамках Стратегического и Оперативного плана Министерства, а также рабочего плана Комитета лесного хозяйства и животного мира, все целевые индикаторы, определенные указанными планами, достигнуты.

 

Лесное хозяйство 

В 2019 году по стране отмечается увеличение объемов воспроизводства лесов. При плане посадки леса 59,8 тыс. гектаров, фактически посажено 63,9 тыс. га.

В 2019 году отмечается снижение площади, пройденной лесными пожарами. Вместе с тем крупные лесные пожары допущены в лесхозах Жамбылской и Костанайской областей. 

Принимаются меры по сохранению саксауловых насаждений. Так, в прошлом году продлен мораторий на все виды рубок до 2023 года, при этом увеличиваются объемы посадок саксаула.

 

Особо охраняемые природные территории

В 2019  году начаты мероприятия по расширению территории нацпарка «Бурабай» и Барсакельмесского заповедника. В текущем году планируется создание нового нацпарка «Улытау», что позволит охватить охраной степные экосистемы Центрального Казахстана.

Государственной программой развития въездного и внутреннего туризма определены 10 приоритетных туристических территорий, в состав которых включено 6 национальных парков.

Для реализации программы Министерством экологии, геологии и природных ресурсов РК совместно с представителями бизнеса разработан мастер-план развития экологического туризма Иле-Алатауского нацпарка, на основании которого внесены соответствующие изменения в генеральный план нацпарка. Ориентировочно сумма инвестиций в развитие экологического туризма на территории Иле-Алатауского национального парка составит порядка 27 млрд тенге.

Аналогичные мастер-планы разработаны для национальных природных парков Алтын-Эмель, Чарын и Кольсай колдери. Указанные меры позволят придать новый импульс для развития экологического туризма, создания новых рабочих мест и предоставления возможности отечественному бизнесу получать прибыль от туризма.

В 2019 году внесен ряд поправок, направленных на повышение правовой защищенности земель государственного лесного фонда, сохранения и увеличения площадей лесных насаждений.

Задачи на 2020 год в области лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий:

  1. Разработка законопроекта «О растительном мире» и его внесение на рассмотрение в Мажилис Парламента;
  2. Проработка вопроса утверждения Концепции по сохранению и рациональному использованию биологического разнообразия Казахстана до 2030;
  3. Достичь индикаторов воспроизводства лесов и лесоразведения, предусмотренных Пошаговым планом;
  4. Принять необходимые меры по сохранению существующих лесов от незаконных рубок и лесных пожаров;
  5. Закончить мероприятия по расширению существующих и созданию нового национального парка;
  6. Принять необходимые меры по исполнению потенциальными инвесторами принятых обязательств.

 

Животный мир

Наблюдается ежегодное увеличение численности редких копытных животных и сайгаков, популяция последних достигла 334 тысячи особей. 

К сожалению, при охране животного мира в 2019 году погибло три инспектора. В связи с трагическими событиями Главой государства К. Токаевым дано поручение принять кардинальные и неотлагательные меры по борьбе с браконьерством.

В целях исполнения указанного поручения министерством совместно с правоохранительными органами внесены поправки в уголовное законодательство. Кроме того, приняты поправки по усилению мер защиты жизни и здоровья инспекторов.

В 2020 году будут проведены работы по определению мест контрабандного вывоза рогов сайгака на приграничных территориях, а также возможных организованных преступных группировок;

  1. Посредством дипломатических каналов уведомить Китай, Россию и Кыргызстан о проблемах контрабандного вывоза дериватов и в дальнейшем разработать комплекс совместных мероприятий;
  2. Повысить эффективность деятельности «Охотзоопром». Для чего разработана Концепция развития предприятия, в которой предусмотрены меры по улучшению работы инспекторского состава. 

Для снижения прессинга на естественные популяции диких животных необходимо развивать дичеразведение, являющегося одним из перспективных направлений в области развития охотничьего хозяйства. В этих целях внесены соответствующие поправки в законодательные акты.

Вместе с тем, в целях сохранения и увеличения численности редких животных проводятся работы по их реинтродукции в места исторического обитания. 

Кроме того, для воспроизводства редких птиц в Туркестанской области, при поддержке Международного фонда сохранения дрофы-красотки, построен Центр по ее воспроизводству, которым в отчетном году выпущено в природу более 6 тыс. особей. 
 

Рыбное хозяйство

Отмечается рост объемов товарного рыбоводства, в прошлом году выращено порядка 4,8 тысяч тонн рыбы, прогнозируется рост до 5 тысяч тонн к 2021 году.

В результате переработки рыбы в прошлом году экспортировано порядка 25 тысяч тонн продукции на общую сумму $58 млн.

На сегодня 17 рыбоперерабатывающих предприятий имеют право экспорта рыбной продукции в страны Евросоюза и 64 предприятия могут экспортировать рыбную продукцию на рынок Китая.

Для сохранения рыбных ресурсов в весенний период 2019 года в западном регионе страны проведена широкомасштабная рыбоохранная акция «Бекіре-2019» в целях обеспечения беспрепятственного прохода рыбы, в том числе и осетровых видов к местам нереста.

Кроме того, проведена природоохранная акция «Чистые водоемы» в целях очистки акваторий от брошенных и незаконно установленных рыболовных сетей и уборки прибрежных территорий.

Принимаются меры по сохранению каспийского тюленя. В июле 2019 года подписана Программа исследований каспийского тюленя в акватории Северного Каспия на 2019-2023 годы.

В августе 2019 года в городе Актау за счет средств меценатов открылся первый в Казахстане Центр по изучению и реабилитации каспийского тюленя.

Кроме того, в ходе встречи с Министерством экологии и природных ресурсов Российской Федерации достигнута договоренность о разработке совместного Плана действий по сохранению популяции каспийского тюленя.

Вместе с тем имеются следующие проблемные вопросы: 

Во-первых, теневой оборот рыбной продукции. 

Для этого прорабатывается вопрос создания информационной системы прослеживаемости рыбы интегрированной с системами ветеринарных и таможенных органов. 

Во-вторых, это браконьерство. Для борьбы с браконьерством необходимо использовать современные средства, для чего мы разработали изменения в действующие нормативы.

Наряду с этим, существует проблема использования сетей из моноволокна, на которые введен запрет на ввоз, использование и продажу.

Тем не менее, в 2019 году в ходе совместных мероприятий из торговых точек изымались такие сети.

Надо особо отметить, что в 2019 году внесены важные поправки позволяющие переводить промысловые водоемов для ведения аквакультуры, осуществлять мониторинг оборота рыбной продукции, автоматизацию конкурсов по закреплению угодий и водоемов.

Задачи на 2020 год в области рыбного хозяйства:

  1. Принятие программного документа по развитию рыбного хозяйства;
  2. Принятие мер по совершенствованию законодательства в области рыбного хозяйства;
  3. Проработка вопроса внедрения информационной системы прослеживаемости оборота рыбной продукции.

 

В 2019 году питьевой водой обеспечено 21 село

Мировым сообществом проблема обеспечения водой признается одной из важнейших целей устойчивого развития. За последние 60 лет на планете ее потребление возросло в 8 раз. К 2050 году прогнозируется, что до 80% стран мира могут оказаться по классификации ООН в числе вододефицитных. 

Казахстан вошел в число стран, испытывающих высокий водный стресс, где занял 60 место из 68 государств и отличается особой уязвимостью водных ресурсов и связанных с ними экологических систем.

Неравномерное распределение пресной воды по территории, сезонная и многолетняя нестабильность речного стока, формирование его значительной части за пределами государства, загрязнение водных источников создает угрозу дальнейшему социально-экономическому развитию. 

В настоящее время ситуация с водообеспечением в стране пока еще удовлетворяет требованиям отраслей экономики и населения. Вместе с тем, очевидно, что проблемы водообеспечения будут только нарастать.

Большинство водохозяйственных сооружений было построено еще в советский период и на данный момент они как физически, так и морально имеют большой процент изношенности.

На состоявшемся 26 июня 2019 года заседании Совета Безопасности Республики Казахстан также были отмечены данные угрозы водной безопасности страны.

В 2019 году были начаты работы по оценке и учету водных ресурсов и водохозяйственной инфраструктуры, повышению эффективности водопользования, развитию образовательной и научно-исследовательской базы, защите национальных интересов в сфере трансграничного водопользования, а также по нормативному и институциональному усилению водной отрасли.

В части обеспечения надежной и безопасной эксплуатации республиканских гидротехнических сооружений, за счет республиканского бюджета выполнены работы на сумму 11 млрд тенге.

На реконструкцию семи гидротехнических сооружений выделено и освоено 1,2 млрд тенге.

На начало реконструкции пяти аварийных водохранилищ в отчетном году было выделено 6,5 млрд тенге.

Из них в 2019 году завершены работы на водохранилище Таушага, а по остальным четырем работы продолжаются.

Кроме того, завершена реконструкция гидроузла на реке Большая Буконь с магистральным каналом «Актоган» Кокпектинского района и Уйденинского головного водозабора Зайсанского района ВКО.

За счет средств резерва Правительства проведены ремонтно-восстановительные работы на гидроузле «Айтек» в Кызылординской области и реконструкция Аспаринского гидроузла с подпитывающим трактом в Жамбылской области на общую сумму 400,2 млн тенге. Это позволило снизить угрозу затопления шести населенных пунктов в Кызылординской области и созданы условия для подачи воды на 10 тыс. га орошаемых земель Меркенского района Жамбылской области.

В плане на 2020 год намечено завершение работ по пяти гидротехническим сооружениям и четырем аварийным водохранилищам.

В части обеспечения населения питьевой водой в 2019 году на реализацию 11 проектов по групповым водопроводам выделено и освоено 7 млрд тенге, из них к концу года завершено и сдано в эксплуатацию 4 проекта, по остальным работы продолжаются.

В результате построено 205,4 км сетей, обеспечено питьевой водой 21 сельских населенных пункта (в 5 СНП до конечного потребителя и к 16 подведены магистрали) и улучшено водоснабжение в 18 СНП.

В 2020 году предусмотрено 8,4 млрд тенге на реализацию 12 проектов, из которых 4 проекта планируется завершить до конца текущего года. В результате будут обеспечены питьевой водой 3 СНП и улучшено водоснабжение в 37 СНП.

Вместе с тем по данному вопросу необходимо отметить отсутствие комплексного подхода при реализации проектов водоснабжения и водоотведения в сельских населенных пунктах. Так, возникали ситуации, когда построенный групповой водопровод не мог подавать воду в населенный пункт из-за неготовности внутрипоселковых сетей, или наоборот. Ярким тому примером является ситуация с Майским групповым водопроводом, по которому в 2019 году были завершены работы, но подача воды потребителям не осуществляется в связи с отсутствием разводящих сетей.

В этой связи местным исполнительным органам необходимо координировать свои планы с планами Министерства.

В части реализаций поручений Первого Президента – Елбасы Республики Казахстан по увеличению площади орошаемых земель путем привлечения средств международных финансовых организаций ведется восстановление ирригационной инфраструктуры.

За 2017-2018 годы восстановлена инфраструктура на площади 80 тыс. га, в 2019 году по плану планировалось восстановить 124 тыс.га, фактически же восстановлено 66 тыс. га. Это связано с имеющимися трудностями в получении софинансирования из республиканского бюджета для привлечения средств международных финансовых организаций.

Другой проблемой является возникшие финансовые затруднения РГП «Казводхоз» в части возврата заемных средств международных финансовых организаций. В этой связи необходимо пересмотреть имеющиеся подходы в тарифной политике.

Вместе с тем, стоит отметить, что из восстановленных в 2018 году 80 тыс. га земель, по назначению было использовано всего 49 тыс. га. Это показывает, что многие восстановленные орошаемые земли не используются. В этой части предлагается дальнейшее планирование реконструкции и развития ирригационной структуры проводить после предоставления акиматами планов развития орошаемого земледелия и только с учетом применения водосберегающих технологий. Основанием для начала работ должно стать соответствующее соглашение между Министерством и местным исполнительным органом.

 

Водное сотрудничество с соседними странами

Сотрудничество с сопредельными странами в сфере использования и охраны трансграничных рек является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства экологии, геологии и природных ресурсов.

В отношениях с Китайской Народной Республикой ключевым вопросом является вопрос о вододелении. В октябре 2019 года в городе Пекин на заседании Совместной комиссии были достигнуты договоренности о комплексном учете прав на водные ресурсы, интересов развития и сохранения экосистем Сторон.

По водному сотрудничеству с Российской Федерацией основной проблемой является уменьшение водности реки Жайык, и как следствие ухудшение экологического состояния его поймы и дельты.

На состоявшемся в ноябре 2019 года в городе Омск XVI Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России достигнуты договоренности о разработке и принятии Программы по оздоровлению экосистемы бассейна реки Жайык между Правительствами Казахстана и Российской Федерации. Работа в данном направлении продолжается.

В сотрудничестве со странами Центральной Азии по бассейну реки Сырдарья основным вопросом является режим работы Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ. Так, ежегодно в вегетационный период проблемой является получение в полном объеме поливной воды сбрасываемой из Токтогульского водохранилища в том числе за счет приема электроэнергии казахстанской стороной. В отчетном году за счет товарообмена электроэнергией с Кыргызстаном было обеспечено поступление необходимого объема поливной воды для сельхозтоваропроизводителей Мактаральского и Жетысайского районов Туркестанской области.

В сотрудничестве с Кыргызской Республикой по рекам Шу и Талас основной проблемой является систематическое несоблюдение кыргызской стороной согласованных графиков подачи воды по водохозяйственным каналам межгосударственного пользования в бассейне реки Шу. По итогам ряда переговоров удалось добиться поступления 64% поливной воды от планового графика.

По бассейну реки Талас подача воды осуществлена в соответствии с согласованным графиком. 

На последнем заседании казахстанско-кыргызской Комиссии по рекам Шу и Талас достигнуты договоренности по обеспечению в полном объеме водой сельхозтоваропроизводителей Жамбылской области в зависимости от водности года.

Кроме того, что принимаются меры по открытости, доступности и прозрачности деятельности Министерства для вовлечения общественности и анализа сметной стоимости проектов создан научно-технический совет из числа заслуженных работников водного хозяйства, общественных и научных деятелей. И одним из положительных результатов данной меры уже стал возврат в 2019 году в бюджет 900 млн тенге по объекту «Реконструкцию Майского группового водовода».

Для предотвращения нарушения поставщиками сроков сдачи объектов по новым конкурсам договора будут заключаться с особыми условиями, при которых оплата предусмотрена за работы только по итогам выполнения 6-ти месячного запланированного объема. Это позволит исключить участие в конкурсах несостоятельных подрядчиков, сделать нецелесообразным сговор между заказчиком и подрядчиком по принимаемым объемам работ и снизить риск срывов сроков реализации проектов.

Усилена претензионно-исковая работа. Так, начиная с IV квартала 2019 года, Комитетом инициировано и подано в суд по выявленным нарушениям 23 иска на общую сумму 10,6 млрд тенге, из которых обеспечено к взысканию 585,4 млн тенге, взыскано в доход бюджета 153,4 млн тенге.   

 

По Программе управления водными ресурсами будет реконструировано порядка 500 гидротехнических сооружений

Главой Государства РК К. Токаевым на состоявшемся 24 января расширенном заседании Правительства озвучена необходимость разработки Государственной программы управления водными ресурсами.

28 января т. г. на заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрена Концепция проекта Программы управления водными ресурсами Казахстана на 2020-2030 годы.

Программа управления водными ресурсами Казахстана на 2020-2030 годы направлена на сохранение к 2030 году водного баланса на уровне 100 куб. км за счет увеличения дополнительных поверхностных водных ресурсов: строительство новых водохранилищ на 5-7 куб. км, водосбережение до 5 куб. км, использование подземных вод до 15 куб. км.

К указанному периоду планируется снизить потребление воды на единицу ВВП с 91,2 до 73 куб. м на $1 тыс., построить 26 новых гидротехнических сооружений, реконструировать 182 республиканских, 300 коммунальных гидротехнических сооружений.

Документ предусматривает строительство новых ирригационных систем для увеличения орошаемых земель с 1,7 до 3 млн га, увеличение протяженности облицованных магистральных и распределительных каналов с 3423 до 19 тыс. км.

Материально-техническое оснащение бассейновых инспекций будет повышено до 100% обеспеченности, а лесистость водосборных площадей — с 1 до 200 тыс. га.

Программа управления водными ресурсами Казахстана на 2020-2030 годы будет включать 10 основных направлений: международное сотрудничество, обновление правовой базы, институциональное реформирование, модернизация и реконструкция водохозяйственной инфраструктуры, изучение международного передового опыта по созданию рынка воды, цифровизация водного хозяйства, внедрение проекта «Smart Water», экологически оптимальное использование водных ресурсов, подготовка специалистов водной отрасли с современными навыками и реализация важных национальных водных проектов.
 

Переход к «зеленой» экономике — главный принцип эффективной политики

Правительством РК проводится комплексная работа по внедрению возобновляемых источников энергии в Казахстане. Международная выставка «Экспо-2017» на тему «Энергия будущего» дала серьезный импульс для развития ВИЭ в стране. По инициативе Первого Президента РК – Елбасы Н. Назарбаева создан Международный центр зеленых технологий и инвестиционных проектов, который занимается продвижением совместных проектов в области высокотехнологичных производств. Органы власти установили эффективные отношения с многочисленными международными финансовыми учреждениями и стратегическими партнерами в отношении поощрения и развития возобновляемой энергетики, чистых технологий и инфраструктуры. Более того, Казахстан содействует международному сотрудничеству в интересах устойчивого развития в рамках Партнерской программы «Зеленый мост» (GBPP).

В 2013 году Указом Главы государства была принята Концепция перехода Казахстана к «зеленой» экономике. Были определены сектора, в которых есть большой потенциал по озеленению экономики Казахстана. Планируется увеличить долю ВИЭ в общем объеме производства электроэнергии до 3% к 2020 году, 10% — к 2030 году и 50% — к 2050 году.

Также в 2013 году введено понятие фиксированных тарифов и единого закупщика ВИЭ Расчетно-финансового центра. Контракты, заключенные между инвесторами и Расчетно-финансовым центром, приближаются к 3 тыс. мегаватт. На сегодняшний день уже действует 81 объект установленной мощностью 930 мегаватт. В ближайшее время в энергобалансе страны постепенно будут вводиться новые объекты.

Казахстан обладает значительным потенциалом использования возобновляемых источников энергии, который может способствовать устойчивому экономическому развитию и его росту.

Потенциал ветроэнергетики в Казахстане в 10 раз превышает прогнозируемые потребности страны в электроэнергии к 2030 году. Казахстан принял нормы первичного законодательства в

сфере возобновляемой энергетики и установил меры оказания поддержки, такие как доступ к электроэнергетической системе и льготные тарифы. Тем не менее, Казахстан является единственным государством в регионе, которое имеет возможности выработки как солнечной, так и ветровой энергии, что способствует стремлению развития возобновляемой энергетики.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться