ЕМПС в Сочи: как прошло заседание глав правительств евразийской пятерки

7,8,9 июня в российском городе Сочи прошли крупные международные мероприятия — заседания Евразийского межправительственного совета и Совета глав правительств СНГ, пленарное заседание III Евразийского конгресса, выставка «Евразия — наш дом», открытие второго Молодежного форума ЕАЭС и СНГ. Программа трех дней насыщенная.

В курортный город России съехались крупные политики, бизнесмены и эксперты, международные наблюдатели и журналисты.

Программа второго дня включала в себя заседание Евразийского межправсовета в расширенном составе.  В мероприятии приняли участие главы Правительств Казахстана Алихан Смаилов, России — Михаил Мишустин, Армении Никол Пашинян, Беларуси — Роман Головченко, Кыргызстана — Акылбек Жапаров, Азербайджана — Али Асадов, Таджикистана — Кохир Расулзода, Премьер-Министр Республики Армения – Никол Пашинян, заместитель Председателя Кабинета министров Туркменистана Ходжамырат Гелдимырадов, Чрезвычайный и полномочный посол Узбекистана в РФ Ботиржон Асадов, генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев, председатель коллегии ЕЭК Михаил Мясникович и др. Каждый выступил со своим докладом. Основное внимание спикеры уделили развитию транспортно-логистического комплекса. Представители ЕЭК доложили о плане мероприятий по развитию электронного документооборота в морских пунктах пропуска стран Союза на 2023-2025 годы. Также были рассмотрены вопросы, связанные с созданием и развитием транспортной инфраструктуры в государствах ЕАЭС в направлениях «Восток — Запад» и «Север — Юг» и др.

Выступая с речью, Премьер-Министр Казахстана Алихан Смаилов отметил, что за 9 лет ЕАЭС проделана большая работа. Благодаря совместным усилиям Евразийский экономический союз является активно развивающейся организацией с огромным потенциалом. И сегодня объединение продолжает доказывать свою важность и востребованность.

«Отношения между нашими странами по широкому кругу вопросов динамично развиваются в духе взаимного уважения и поддержки, а главной опорой остается многоплановое экономическое сотрудничество. Хотелось бы отметить, что основные производственные показатели стран ЕАЭС с начала текущего года демонстрируют стабильный рост», — сказал А. Смаилов.

Так, объем производства обрабатывающей промышленности в ЕАЭС за первый квартал увеличился на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За этот же период производство сельскохозяйственной продукции увеличилось на 2,8%, составив $17 млрд.

Товарооборот Казахстана со странами ЕАЭС вырос на 12%.

По прогнозам Всемирного банка, глобальный рост ВВП в 2023 году составит лишь 1,7%, а не 3%, как ожидалось ранее. 

«Сегодня в органах ЕАЭС активно обсуждается вопрос дальнейшего развития. Считаем, что евразийский проект должен развиваться в исключительно экономической плоскости. Хотел бы остановиться на некоторых моментах, которые, по нашему мнению, будут способствовать общему благу. Первое. Ключевую роль мы уделяем вопросам промышленной кооперации. При выборе и развитии проектов необходимо в обязательном порядке учитывать взаимные интересы, а также потенциал стран ЕАЭС. С учетом текущей обстановки в мире Казахстан готов стать «Центром развития кооперации ЕАЭС». Отмечу, что данная инициатива была выдвинута Президентом Казахстана Касым-Жомарт Кемелевичем Токаевым на прошедшем заседании Высшего совета (25 мая т.г.). Развитие кооперационных связей, открытие новых рынков, использование преимущества единого экономического пространства, позволит полноценно ощутить все выгоды от интеграционного объединения», — пояснил Премьер-Министр РК.

Второе. Выгодное географическое положение наших стран открывает множество возможностей для сотрудничества в области транспорта и логистики. Развитие евразийских транспортных артерий «Восток-Запад» и «Север-Юг» позволит ускорить и упростить перевозку грузов, что в целом будет способствовать повышению благосостоянию наших стран. 

«Совместными усилиями мы можем превратить ЕАЭС в регион основных транспортных маршрутов и быстрорастущих рынков. Казахстан, со своей стороны, вносит свой вклад в развитие глобальных устойчивых цепочек поставок. Сегодня совместно с партнерами мы продвигаем создание логистических центров, таких как Международный центр промышленного сотрудничества с Узбекистаном и торгово-логистический комплекс с Кыргызстаном. Мы готовы и дальше принимать совместные усилия по развитию транзитного потенциала нашего региона. Все это расширит географию экспорта стран ЕАЭС и укрепит наши экономические возможности», — сказал глава казахстанского Правительства.

Третье. Цифровизация все больше становится движущей силой развития в мире. Общая задача – сделать ЕАЭС действительно цифровым регионом и осуществить переход на новый уровень экономического, технологического и социального развития. Цифровая повестка лежит в основе обеспечения равенства возможностей для всех граждан стран ЕАЭС.

«Считаем, что нам необходимо сообща работать над привлечением технологий и инвестиций для развития цифровой инфраструктуры. Пользуясь случаем, приглашаю компании стран ЕАЭС стать участниками технопарка Astana Hub в Казахстане. Убежден, что совместная реализация цифровых приоритетов будет способствовать нашему открытому и взаимовыгодному сотрудничеству», — отметил он.

По словам главы Правительства РК, общей задачей является способствование полному раскрытию евразийского проекта для дальнейшего углубления экономического сотрудничества во благо граждан.

Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин отметил, что уже сейчас экономики демонстрируют неплохие показатели. Даже в условиях сложной международной конъюнктуры. Значительно возросла взаимная торговля, прибавив 14% к уровню 2021 года, и достигла почти 6 трлн рублей. За I квартал текущего года объемы выполненных строительных работ увеличились на 9%, производства продукции сельского хозяйства – практически на 3%, а инвестиций в основной капитал – более чем на 4%. Это стало возможным во многом благодаря совместным действиям. Антикризисные меры на деле показали свою эффективность.

«Продолжили принимать решения и для будущего развития, прежде всего по поддержке безбарьерной среды для бизнеса, что необходимо для привлечения новых инвестиций. И такой приоритет, на наш взгляд, сегодня абсолютно оправдан. Нужно ускорить устранение препятствий на внутреннем рынке. Чем быстрее нам удастся убрать их в торговле, тем эффективнее будет и наше внутрисоюзное сотрудничество», — сказал М. Мишустин.

В текущем году Россия председательствует в органах Союза. Поставленные приоритеты затрагивают все направления развития евразийской интеграции. В их числе необходимость скорейшей подготовки документов долгосрочного стратегического планирования, которые должны определить основные векторы интеграции на ближайшие десятилетия.

«Действующую стратегию мы формировали в совершенно иных экономических внешнеполитических условиях, и, конечно, новая стратегия должна учитывать вызовы, с которыми мы все столкнулись сегодня. Одна из главных задач – это укрепление технологического суверенитета и общей промышленной базы в ключевых отраслях», — отметил М. Мишустин.

На заседании Высшего Евразийского экономического совета также говорилось о необходимости запуска взаимодействия в технологических сферах с внешними странами – теми, кто готов на принципах равноправия формировать альянсы для организации новых наукоемких производств. И такой формат, абсолютно уверен, выгоден всем участникам.

«Приоритетом для нас является переориентация торговых потоков на перспективные направления. Мы также прорабатываем новые торгово-логистические цепочки, создаем необходимую инфраструктуру для международных транспортных коридоров. Конечно, прежде всего это «Север – Юг» с выходами на государства Персидского залива, Южной и Юго-Восточной Азии, а также на страны Африки. Здесь ключевой задачей должна стать цифровизация, технологическое оснащение всех транспортных процессов, что позволит ускорить прохождение пунктов пропуска, оптимизировать логистику, снизить существенно затраты на оформление документов»,— пояснил Председатель Правительства РФ.

В апреле вступило в силу Соглашение о применении в Евразийском экономическом союзе электронных навигационных пломб. Уже начато тестирование их использования при доставке товаров.

«Отдельно хочу сказать о железнодорожных перевозках. У нас есть совершенно конкретный ориентир – обеспечить в ближайшие годы выполнение соответствующего плана мероприятий. Его реализация поможет перейти на комплексную электронную технологию доставки грузов поездами сначала по территории Союза, а затем при перевозках и с третьими странами. Речь прежде всего об активизации взаимодействия с Китаем в рамках реализации подписанной в феврале текущего года «дорожной карты» по укреплению сотрудничества между Евразийским экономическим союзом и Китайской Народной Республикой», — сказал М. Мишустин.

По его словам, современные решения должны приходить и в другие отрасли. Важно не сбавлять темпы цифровой трансформации. Ее основой должна стать интегрированная информационная система. Утверждены целевая программа ее развития и техническое задание. 

Следующий актуальный вопрос — это наращивание уникального агропромышленного потенциала. По экспертным оценкам, Союз уже вышел на полную самообеспеченность по зерну и растительному маслу. 

«В текущем году мы также можем достичь таких результатов по ряду позиций. Надо активно использовать этот ресурс и стараться делать это эффективно, особенно в условиях нестабильности на внешних рынках. Мы считаем необходимым создать полноценную систему оперативного мониторинга продовольственной обеспеченности всех стран «пятерки» и также сформировать чрезвычайный продовольственный фонд. Мы сможем так оперативно стабилизировать ситуацию, если вдруг понадобится», — подчеркнул М. Мишустин.

Большое значение приобретает климатическая повестка. Сегодня она становится неотъемлемой частью экономического развития. Производственная база все чаще проходит оценку соответствия критериям измерения углеродного следа. Некоторые государства и региональные структуры продвигают свой механизм трансграничного углеродного регулирования. 

«Нам также нужно сблизить наши позиции на этом направлении, расширить обмен лучшими доступными технологиями и лучшими доступными практиками. Таким образом мы усилим конкурентные преимущества «пятерки» на мировых рынках и снизим риски возникновения препятствий на пути перемещения товаров, услуг и капиталов», — сказал Михаил Мишустин.

Председатель Правительства РФ подчеркнул, что интеграционное объединение открыто для всех, кто разделяет наши ценности. 

«Будем и дальше укреплять связи с дружественными государствами и интеграционными организациями, в первую очередь это СНГ, ШОС и АСЕАН. В прошлом году мы приняли решение о начале переговоров о создании зоны свободной торговли с Объединенными Арабскими Эмиратами и Индонезией. Удалось существенно продвинуться также в диалоге с Египтом и Ираном. Мы выступаем за взаимовыгодное и равноправное сотрудничество, не навязываем никому своих правил игры. Такой подход вместе с выгодным географическим положением союза как логистического и экономического центра Большого евразийского партнерства закладывает колоссальный потенциал для расширения торгово-экономических связей. Убежден, последовательное углубление интеграционных процессов на евразийском пространстве отвечает национальным интересам каждого из государств «пятёрки». У нас общая цель – создать условия для стабильного развития наших стран и повышения качества жизни наших граждан. Уверен, что мы вместе решим поставленные задачи», — резюмировал М. Мишустин.

В свою очередь Премьер-Министр Республики Армения Никол Пашинян отметил, что на протяжении девяти лет Союз достиг значительных успехов. Сегодня ЕАЭС играет ключевую роль в укреплении экономических связей, установлении единого рынка, стимулировании торговли и создании благоприятной среды для бизнеса и инвестиций и достиг значительных результатов, которые положительно сказались на жизни наших граждан. 

«Свобода передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы является одним из базовых принципов интеграции и в значительной мере определяет смысл создания и функционирования нашего интеграционного объединения. Последовательное совершенствование правовой базы в таких чувствительных сферах, как признание документов об ученых степенях и званиях, водительских удостоверений, электронных документов, заверенных электронной подписью, является немаловажным фактором в деле практического достижения целей четырех свобод. В этом контексте, считаю важным подписание Соглашения о взаимном признании документов об ученых степенях, что позволит их обладателям в рамках трудовой миграции осуществлять профессиональную деятельность в государстве трудоустройства», — сказал Н. Пашинян.

Положительно оценивается работа по устранению барьеров на внутреннем рынке ЕАЭС. На данный момент Республика Армения не имеет барьеров для доступа на свой рынок. 

«Безусловно поддерживаем и считаем весьма востребованным внедрение и развитие медиативных процедур, направленных на обеспечение функционирования внутреннего рынка Союза. Задача Комиссии не должна сводиться к формальной фиксации нарушения права Союза. Наш наднациональный орган должен исходить из критической важности обеспечения полноформатного и “бесшовного” функционирования внутреннего рынка Союза для достижения нашей конечной и самой важной цели – благосостояния граждан стран ЕАЭС», — сказал Премьер-Министр Армении.

С точки зрения недопущения в будущем появления новых барьеров в торговле принципиально важно продолжать работу по достижению углеродной нейтральности и переходу к «зеленой повестке».

В целом, Армения поддерживает подход скоординированных действий государств в климатической сфере в рамках Парижского соглашения для выравнивания напряженности планов декарбонизации экономик государств-членов. 

«В контексте перехода взаимодействия от декларативного в более практическое русло хочу отметить формирование Первого пакета мероприятий по вопросам изменения климата. Наличие согласованной и реалистичной программы, прагматичный подход к ее составлению и реализации, действительно могут приумножить ожидаемые результаты в плане обеспечения технологического развития и обеспечить консолидацию усилий, прилагаемых каждым государством-членом. Отмечу, что долгосрочные цели по низкоуглеродному развитию могут быть достигнуты при условии увеличения доли возобновляемых ресурсов. Развитие возобновляемых источников энергии, энергоэффективности, зеленых технологий и экологически чистых инфраструктур несомненно будет способствовать повышению конкурентоспособности на мировом рынке», — сказал Н. Пашинян.

Очевидно, что климатическая повестка сегодня упирается в такой пласт вопросов, как технологическая трансформация экономики и переход на новую технологическую платформу. Цифровая экономика – это объективная реальность сегодняшнего дня. Цифровые технологии создают источники конкурентных преимуществ для государств. Полноценная реализация «Цифровой повестки» и общих процессов Интегрированной информационной системы ЕАЭС в государствах-членах станет мощным стимулом для развития цифровой экономики и быстрой реализации экономических процессов между странами.

Логистика — еще одна сфера, оказывающая значительное влияние на формирование цен для конечных потребителей и требующая в том числе цифровых решений. Одним из таких решений стало использование навигационных пломб, что не только позволяет оптимизировать логистику, обеспечив абсолютную «прозрачность» и «бесперебойность» перевозок, но и упрощает и ускоряет доставку товаров до получателя.

«Несмотря на уже предпринятые шаги, мы все еще сталкиваемся с определенными трудностями. В связи с этим, хочу подчеркнуть важность взаимодействия между государствами-членами по вопросам укрепления логистических цепочек, развития и модернизации транспортной инфраструктуры», — подчеркнул Н. Пашинян.

В контексте вопросов развития евразийского транспортного пространства, формирования и реализации приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов, а также выработки конкретных механизмов финансирования этих проектов, в том числе посредством использования потенциала таких финансовых институтов, как Евразийский банк развития, Армения предпринимает все усилия по обеспечению необходимых условий для поощрения развития стратегических направлений «Север-Юг» и «Восток-Запад».

Параллельно ЕАЭС продолжает активно действовать на международной арене. Заключение соглашения о свободной торговле с Ираном станет сильным импульсом для развития стратегических отношений и важным направлением для развития сотрудничества. Проведенная работа по заключению полноформатного соглашения позволила сформировать пакет договоренностей, предусматривающий преференциальный доступ экспорта государств-членов Союза в Иран. Такие условия доступа на рынок Ирана для наших экспортеров можно назвать эксклюзивными. 

«Считаем, что в текущем году при поддержке государств-членов Союза мы сможем подписать данное соглашения, учитывая, что иранская сторона в свою очередь демонстрирует такой же настрой. В завершение, хотел бы пожелать нам всем успехов и плодотворной работы и еще раз подтвердить готовность армянской стороны в приложении усилий с целью осуществления приоритетных направлений евразийской интеграции», — резюмировал Н. Пашинян.

Государства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не в полной мере используют потенциал рынка государственных закупок. Об этом заявил премьер-министр Беларуси Роман Головченко во время своего выступления.

«Мы пока еще не используем в должной степени значительный потенциал рынка государственных закупок. А объем его – $180 млрд. При этом доля закупок из третьих стран составляет по ЕАЭС до 80%. Есть над чем работать, в том числе в плане злободневной задачи по импортозамещению и поддержки отечественного бизнеса», — отметил он.

Премьер Беларуси считает необходимым поручить Евразийской экономической комиссии «еще раз посмотреть, в чем причина такой высокой степени импорта при осуществлении государственных закупок».

Также он призвал партнеров по ЕАЭС серьезным образом сосредоточится на практической реализации проектов в сфере промышленной кооперации.

«Я в очередной раз хочу, уважаемые коллеги, призвать нас к более активному движению по траектории кооперации. Да, принято решение о субсидировании процентных ставок. Но пока не приняты основные решения по реализации самой программы (промышленной кооперации)», — отметил Головченко.

В случае же, если кому-то не нравится программа «Евразийский электробус», он предложил придумать другую программу и определиться с источниками ее финансирования.

«Да, принято решение по субсидированию процентных ставок, но пока не приняты решения по реализации самой программы. Я много раз повторял – если кому-то не нравится программа «Евразийский электробус», давайте придумаем другую программу – ту, которая будет более актуальной, определим источники ее финансирования. Если мы определились с источниками субсидирования, то пока мы не определились, какая институция будет осуществлять кредитование программы. Ведь для освоения такого проекта надо провести большое количество конструкторских работ, в том числе таких, как создание и освоение сложных технологических узлов», — сказал он.

По словам Р. Головченко, это даст каждой из стран ЕАЭС дополнительные технологические компетенции, которые никогда не даст организация сборочных производств иностранных образцов.

«Эти проекты не дадут нашим странам никаких технологических преимуществ. Поэтому призываю сосредоточиться на практических проектах, от которых выиграем все мы. Затягивание этого процесса приводит к размыванию интеграционного эффекта. Надо готовить другие проекты, которые бы по своей инновационности и востребованности были бы похожи на «Евразийский электробус», — добавил премьер-министр Беларуси.

Как объяснил Роман Головченко, помимо эффекта для реального сектора экономики, такое решение показывает намерение усилить полномочия ЕЭК – даст исполнительному органу больше инструментов для стимулирования.

«ЕАЭС – это огромный внутренний рынок, на котором востребованы высокотехнологичная современная продукция. Предприятия обязаны сами производить технику, опираясь на собственные разработки и технологические решения», — сказал он.

Он напомнил, что две недели назад лидерами государств ЕАЭС в Москве на заседании Высшего евразийского совета принято «знаковое решение по стимулированию в ЕАЭС промышленной кооперации».

«Несмотря на крайнюю чувствительность финансовых вопросов, на уровне «пятерки» согласовано движение в сторону поддержки совместных проектов в области промкооперации с интеграционной составляющей за счет их субсидирования из бюджета ЕАЭС», — отметил премьер Беларуси.

«Необходимо столь же предметно работать и над развитием коридора Восток – Запад, и продвигать транспортно-логистическую тематику в рамках диалога с ШОС и БРИКС», — сказал Головченко.

По его словам, нужна оптимизация транспортно-логистической инфраструктуры.

«Думаю, в этом кругу не нужна дополнительная агитация в пользу развития коридора Север - Юг, особенно с учетом ведущихся переговоров о зоне свободной торговли с Ираном и Арабскими Эмиратами», — сказал белорусский премьер.

По его мнению, подписание РФ соглашения с Ираном о прокладке участка железной дороги Решт – Астара является исключительно важным событием для транспортной отрасли не только России, но и всего ЕАЭС. 

В свою очередь Акылбек Жапаров отметил, что «за 9 лет своего существования Евразийский экономический союз показал свою востребованность, эффективность и самое главное, свой большой интеграционный потенциал, объединяя наши общие усилия по созданию условий для стабильного развития экономик и благоприятной среды для бизнеса, повышения уровня благосостояния наших граждан».

«Мы должны и дальше стремиться к созданию самых лучших конкурентных преимуществ для бизнеса, а также лучших условий для жизни и работы наших граждан на всем евразийском пространстве», — сказал Акылбек Жапаров и остановился на некоторых показателях экономического развития в рамках интеграционного объединения.

«Президентом Кыргызской Республики была отмечена необходимость развития новой инфраструктуры транспортных коридоров, в частности по направлениям Север-Юг и Восток-Запад. В рамках сегодняшнего заседания мы рассматриваем итоги данной работы за 2022 год, включая сопряжение с китайской инициативой «Один пояс, один путь», — отметил Акылбек Жапаров.

Глава Кабинета Министров также подчеркнул важность подписываемого в рамках заседания Соглашения о взаимном признании документов об ученых степенях в государствах-членах Союза, добавив, что данный документ готовился на протяжении 9 лет. 

«На пленарном заседании II Евразийского экономического форума и заседании Высшего Евразийского экономического совета Президентом Кыргызской Республики был сделан особый акцент на необходимости обеспечения наилучших условий для граждан всех 5 стран, так чтобы, приезжая в любое государство Союза граждане могли работать, учиться или вести бизнес, при этом чувствовали себя комфортно, как дома. Категорически поддерживаю данный тезис и считаю, что это должно стать одним из важных элементов нашего интеграционного объединения», — заключил Акылбек Жапаров.

Премьер-министр Азербайджана Али Асадов в заседании ЕМПС принял участие в качестве гостя. Он отметил важность участия Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева в качестве гостя в заседании Высшего Евразийского экономического совета в расширенном составе, которое состоялось в конце прошлого месяца в Москве.

А. Асадов сказал, что развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с партнерами по Евразийскому экономическому союзу является одним из приоритетов внешней политики Азербайджана. Было подчеркнуто, что основополагающим вектором взаимоотношений выступает торгово-экономическое взаимодействие.

«По итогам прошлого года товарооборот Азербайджана со странами ЕАЭС увеличился на 31% и составил $4,7 млрд. Доля стран-членов ЕАЭС во внешнеторговом обороте Азербайджана составила около 9%. В январе-апреле текущего года прирост товарооборота составил 38%», — проинформировал А. Асадов.

Констатировав положительную динамику инвестиционного взаимодействия со странами-членами ЕАЭС, А. Асадов проинформировал участников заседания о благоприятном инвестиционном климате в Азербайджане.

«Мы создали все условия, чтобы иностранный инвестор чувствовал себя в Азербайджане комфортно», — добавил он.

Коснувшись партнерства в транспортной сфере, глава Правительства отметил, что кардинальные изменения в глобальной геополитической картине привели к вынужденному перестраиванию многими странами логистических цепочек и потоков.

«На этом фоне возрастает актуальность транспортно-транзитных коридоров, проходящих через территории наших государств», — сказал он, подчеркнув, что грузопоток через территорию Азербайджана растет устойчивыми темпами. По итогам 2022 года прирост составил 75%. За январь-апрель текущего года объемы транзитных перевозок выросли на 26%.

Было отмечено, что Азербайджан выступает важным звеном транспортных маршрутов Восток-Запад, Север-Юг и Средний коридор.

Обратив внимание членов Межправсовета ЕАЭС к работе, проделанной Азербайджаном по развитию транспортной инфраструктуры, Али Асадов сказал, что за последние 20 лет в стране построены или капитально отремонтированы автомобильные дороги протяженностью 19 тыс. км, железные дороги длиной 1400 км.

«Сегодня мы инвестируем в создание разветвленной сети автомобильных и железных дорог в освобожденном от оккупации Карабахе, соединяя северные транспортные сети с южными и восточными сетями», — добавил он.

Было отмечено, что высокими темпами идет строительство 9-го международного аэропорта на территории Азербайджана, который будет введен в эксплуатацию в Лачине уже в 2025 году, продолжаются работы по увеличению мощностей Бакинского международного морского торгового порта. По его словам, все эти меры позволят значительно увеличить транзитный потенциал Азербайджана в целях освоения нарастающих объемов перевозок и обеспечения бесперебойной работы международных транспортных коридоров.

Кроме того он подчеркнул, что с учетом широкой повестки дня межгосударственных отношений в двустороннем формате с партнерами-членами ЕАЭС, Азербайджан готов и впредь прилагать все необходимые усилия для наращивания взаимодействия по всем направлениям.

Премьер-Министр Республики Таджикистан Кохир Расулзода отметил, что согласно среднесрочным планам, планируется увеличить объемы выработки электроэнергии путем строительства новых гидроэлектростанций в ближайшие годы в пять раз.

Премьер предложил странам Союза совместное освоение гидроэнергетических мощностей Таджикистана, что, по его мнению, окажет содействие экономическому развитию всего региона.

Таджикистан вырабатывает 98% электроэнергии на гидроэлектростанциях. По данным Минэнерго, производство электроэнергии в Таджикистане в 2022 году достигло рекордной отметки за весь период независимости страны, составив около 21,4 млрд кВт·ч. Запасы гидроэнергетических ресурсов страны оцениваются в 527 млрд кВт·ч в год. За 30 лет независимости было построено и модернизировано 287 больших и малых гидроэлектростанций, 50 подстанций, реконструировано 75% энергетической инфраструктуры Таджикистана.

Также К.Расулзода отметил, что Таджикистан отправляет в страны Евразийского экономического союза порядка 42% отечественной продукции, идущей на экспорт.

«Мы экспортируем в страны Союза почти половину от общего объема экспорта товаров отечественного производства», — заявил премьер Таджикистана. Он подчеркнул, что республика готова и далее увеличивать объемы экспорта в страны ЕАЭС сельхозпродукции, хлопка, текстиля, цветных и редких металлов.

«Во внешнеторговом обороте Таджикистана доля стран ЕАЭС по итогам 2022 года составила 42%», — отметил отметил Расулзода. По его словам, Таджикистан имеет тесные торгово-экономические связи со всеми странами-членами ЕАЭС и выступает за расширение таких связей.

По итогам расширенного заседания был подписан ряд документов. Следующее заседание Евразийского межправсовета состоится в Бишкеке в октябре 2023 года.

#Алихан Смаилов #Премьер-Министр РК #ЕМПС

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться