Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 апреля 2016 года № 234

О некоторых мерах государственной поддержки частного предпринимательства

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 94 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

1) Правила субсидирования части ставки вознаграждения в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020»;

2) Правила гарантирования по кредитам субъектов частного предпринимательства в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020»;

3) Правила предоставления государственных грантов в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020».

2. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан
от 31 марта 2015 года № 168 «Об утверждении Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020», внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 10 июня 2010 года               № 556 «О некоторых мерах по реализации Программы «Дорожная карта бизнеса 2020» и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 2015 г., № 16-17, ст. 91) следующие изменения и дополнения:

в Единой программе поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020», утвержденной указанным постановлением:

в разделе 1 «Паспорт Программы»:

строку «Основание для разработки» изложить в следующей редакции:

«

Основание для разработки

Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта
2010 года № 958 «О Государственной программе
по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан;

Указ Президента Республики Казахстан от 1 августа
2014 года № 874 «Об утверждении Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 – 2019 годы и о внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан
от 19 марта 2010 года № 957 «Об утверждении Перечня государственных программ»;

Предпринимательский кодекс Республики Казахстан
от 29 октября 2015 года № 375-V.

»;

в разделе 2 «Введение»:

в подразделе «Основные термины и определения»:

подпункт 21) изложить в следующей редакции:

«21) предприниматель – субъект частного предпринимательства, осуществляющий свою деятельность в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;»;

дополнить подпунктом 32) следующего содержания:

«32) единый накопительный пенсионный фонд – юридическое лицо, осуществляющее деятельность по привлечению пенсионных взносов и пенсионным выплатам (далее – ЕНПФ).»;

в разделе 4 «Цель, целевые индикаторы, задачи, показатели результатов реализации Программы»:

в подразделе 4.3 «Задачи»:

в таблице 11 «Целевые показатели по расширению деловых связей»:

строку, порядковый номер 2, исключить;

в разделе «5. Основные направления Программы»:

части первую и вторую пункта 5 изложить в следующей редакции:

«5. Участниками в рамках первого направления Программы могут быть предприниматели, начинающие предприниматели, реализующие и (или) планирующие реализовать собственные и эффективные проекты в сельских населенных пунктах, малых городах и моногородах без отраслевых ограничений.

По инструменту частичного гарантирования по кредитам банков/банка развития участниками в рамках первого направления Программы могут быть начинающие молодые предприниматели, реализующие и (или) планирующие реализовать собственные и эффективные проекты во всех регионах страны без отраслевых ограничений.»;

дополнить подпунктом 5-1 следующего содержания:

«5-1. По инструменту субсидирования части ставки вознаграждения участниками в рамках первого направления Программы также могут быть субъекты малого и среднего предпринимательства, получившие (получающие) кредиты за счет средств ЕНПФ на пополнение оборотных средств и (или) рефинансирование текущих обязательств без отраслевых ограничений вне зависимости от места реализации проекта и без учета места регистрации субъекта малого и среднего предпринимательства.»;

части первую и вторую пункта 6 изложить в следующей редакции:

«6. Субсидирование ставки вознаграждения осуществляется по новым кредитам/договорам финансового лизинга, выдаваемым для реализации новых эффективных инвестиционных проектов, а также проектов, направленных на модернизацию и расширение производства. Под новыми эффективными инвестиционными проектами, а также проектами, направленными на модернизацию и расширение производства, понимаются проекты, предусматривающие рост доходов, увеличение среднегодовой численности рабочих мест на основе данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям и рост объема уплачиваемых налогов в бюджет на
10 % после 2 (два) финансовых лет с даты решения РКС.

Субсидирование ставки вознаграждения по кредитам банков, в том числе выданным за счет средств ЕНПФ, направленным на пополнение оборотных средств действующим предприятиям, также осуществляется в рамках лимитов, выделенных из Национального фонда Республики Казахстан. По кредитам, направленным на пополнение оборотных средств, а также рефинансирование текущих обязательств, не требуются увеличение среднегодовой численности рабочих мест, рост доходов, рост объема уплачиваемых налогов в бюджет на
10 % от соответствующих показателей после реализации проекта.»;

дополнить пунктом 7-1 следующего содержания:

«7-1. Субсидированию также подлежат кредиты субъектов малого и среднего предпринимательства, выданные (выдаваемые) банками за счет средств ЕНПФ на пополнение оборотных средств и (или) рефинансирование текущих обязательств.»;

пункт 8 изложить в следующей редакции:

«8. Субсидирование не может осуществляться по кредитам, выдаваемым (выданным) на пополнение оборотных средств, за исключением случаев, когда субсидирование кредитов на пополнение оборотных средств осуществляется за счет средств, выделенных из Национального фонда Республики Казахстан для субсидирования процентной ставки по кредитам, направленным на пополнение оборотных средств действующим предприятиям, а также когда финансирование оборотных средств осуществляется в рамках:

1) кредита на приобретение и (или) модернизацию основных средств и (или) расширение производства, но не более 30 % от суммы кредита;

2) средств ЕНПФ.»;

пункт 10 изложить в следующей редакции:

«10. Субсидирование осуществляется только по кредитам/договорам финансового лизинга с номинальной ставкой вознаграждения не более 19 %, из которых 10 % будет субсидироваться государством, а разница оплачивается предпринимателем.»;

пункт 22 изложить в следующей редакции:

«22. Гарантия предоставляется только по новым кредитам, выдаваемым для реализации новых эффективных инвестиционных проектов, а также проектов, направленных на модернизацию и расширение производства.

Под эффективными проектами понимаются проекты, предусматривающие рост дохода, увеличение среднегодовой численности рабочих мест на основе данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям и рост объема уплачиваемых налогов в бюджет на
10 % после 2 (два) финансовых лет с даты решения финансового агентства.»;

дополнить пунктом 22-1 следующего содержания:

«22-1. Гарантированию также подлежат кредиты субъектов малого и среднего предпринимательства, выданные (выдаваемые) банками за счет средств ЕНПФ на пополнение оборотных средств и (или) рефинансирование текущих обязательств.»;

пункт 23 изложить в следующей редакции:

«23. Частичное гарантирование может осуществляться по кредитам на пополнение оборотных средств, в случаях когда финансирование оборотных средств осуществляется в рамках:

1) кредита, направленного на приобретение и (или) модернизацию основных средств и (или) расширение производства, где размер оборотных средств не превышает 30 % от суммы кредита;

2) средств ЕНПФ.

Для действующих предпринимателей/начинающихпредпринимателей/начинающих молодых предпринимателей частичное гарантирование может осуществляться по кредитам банков до 60 млн. тенге включительно, направленным на пополнение оборотных средств.»;

пункт 26 исключить;

пункт 27 изложить в следующей редакции:

«27. Номинальная ставка вознаграждения банков по кредитам, по которым осуществляется гарантирование, не может быть выше 19 %.»;

пункт 36 изложить в следующей редакции:

«36. Государственные гранты предоставляются государством через региональных координаторов Программы по итогам проводимых конкурсов по отбору заявок субъектов малого предпринимательства, в том числе начинающих молодых предпринимателей, начинающих предпринимателей, а также женщин, инвалидов и лиц старше 50 лет, на предоставление государственных грантов. При этом обязательным условием для участия в конкурсе является наличие сертификата обучающих компонентов в рамках Программы.»;

пункт 42 изложить в следующей редакции:

«42. Микрокредиты предоставляются УОМ, определяемой решением РКС, для последующего кредитования субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в сельских населенных пунктах, малых городах и моногородах.»;

пункт 50 изложить в следующей редакции:

«50. УОМ предоставляет кредитные ресурсы МФО в соответствии с критериями, определяемыми Правилами микрокредитования субъектов малого предпринимательства, утверждаемыми постановлением Правительства Республики Казахстан.»;

пункт 56 дополнить частью второй следующего содержания:

«Для целей реализации настоящей меры финансовой поддержки функции УОМ осуществляет акционерное общество «Фонд развития предпринимательства «Даму».»;

пункт 78 дополнить частью второй следующего содержания:

«Для целей реализации настоящей меры финансовой поддержки функции УОМ осуществляет акционерное общество «Фонд развития предпринимательства «Даму».»;

в подразделе «Второе направление: отраслевая поддержка предпринимателей, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики и отраслях обрабатывающей промышленности»:

пункт 94 изложить в следующей редакции:

«94. Участниками второго направления Программы являются эффективные предприниматели, реализующие и (или) планирующие реализовать собственные проекты:

1) в приоритетных секторах экономики, указанных в приложении
1 к Программе;

2) в приоритетных отраслях обрабатывающей промышленности, определенных ГПИИР, указанных в приложении 2 к Программе.»;

в подразделе «Субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/договорам финансового лизинга банков/банка развития/лизинговых компаний»:

пункт 95 изложить в следующей редакции:

«95. Субсидирование ставки вознаграждения осуществляется по новым кредитам/договорам финансового лизинга, выдаваемым на реализацию новых эффективных инвестиционных проектов, а также проектов, направленных на модернизацию и расширение производства.

Под новыми эффективными инвестиционными проектами, а также проектами, направленными на модернизацию и расширение производства, понимаются проекты:

1) субъектов среднего или крупного предпринимательства, достигших роста доходов и роста объема уплачиваемых налогов в бюджет на 20 % за предыдущие 3 (три) года до подачи заявления предпринимателем местному координатору Программы (в городах Астане и Алматы – региональному координатору Программы);

2) субъектов малого предпринимательства, обеспечивающих рост доходов, увеличение среднегодовой численности рабочих мест на основе данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям и рост объема уплачиваемых налогов в бюджет на 10 % после
2 (два) финансовых лет с даты решения РКС.

Субсидирование ставки вознаграждения по кредитам банков, в том числе выданным за счет средств ЕНПФ, направленным на пополнение оборотных средств действующим предприятиям, также осуществляется в рамках лимитов, выделенных из Национального фонда Республики Казахстан. По кредитам субъектов частного предпринимательства, направленным на пополнение оборотных средств, а также на рефинансирование текущих обязательств, требования, предусмотренные в части второй настоящего пункта, не распространяются.»;

дополнить пунктом 95-1 следующего содержания:

«95-1. Субсидированию также подлежат кредиты субъектов малого и среднего предпринимательства, выданные (выдаваемые) банками за счет средств ЕНПФ на пополнение оборотных средств и (или) рефинансирование текущих обязательств.»;

пункт 98 изложить в следующей редакции:

«98. Субсидирование не может осуществляться по кредитам, выдаваемым (выданным) на пополнение оборотных средств, за исключением случаев, когда субсидирование кредитов на пополнение оборотных средств осуществляется за счет средств, выделенных из Национального фонда Республики Казахстан для субсидирования процентной ставки по кредитам, направленным на пополнение оборотных средств действующим предприятиям, а также когда финансирование оборотных средств осуществляется в рамках:

1) кредита на приобретение и (или) модернизацию основных средств и (или) расширение производства, но не более 30 % от суммы кредита;

2) средств ЕНПФ.»;

пункты 108 и 109 изложить в следующей редакции:

«108. Субсидирование по проектам, реализуемым в приоритетных секторах экономики в рамках Программы, осуществляется только по кредитам/договорам финансового лизинга с номинальной ставкой вознаграждения не более 19 %, из которых 7 % компенсирует государство,
а разницу оплачивает предприниматель.

109. Субсидирование по проектам, реализуемым в приоритетных отраслях обрабатывающей промышленности, определенных ГПИИР, осуществляется только по кредитам/договорам финансового лизинга с номинальной ставкой вознаграждения не более 19 %, из которых
10 % компенсирует государство, а разницу оплачивает предприниматель.»;

подпункт 3) пункта 115 изложить в следующей редакции:

«3) количеством уровней не менее 2-х, с парковочным коэффициентом не менее 1 место/40 кв. метров торговой площади.»;

пункт 117 изложить в следующей редакции:

«117. Частичное гарантирование предоставляется только по новым кредитам, выдаваемым для реализации новых эффективных инвестиционных проектов, а также проектов, направленных на модернизацию и расширение производства.

Под новыми инвестиционными и эффективными проектами, а также проектами, направленными на модернизацию и расширение производства, понимаются проекты:

субъектов среднего или крупного предпринимательства, достигших роста доходов и роста объема уплачиваемых налогов в бюджет на 20 % за предыдущие 3 (три) года до подачи заявления предпринимателем местному координатору Программы (в городах Астане и Алматы – региональному координатору Программы) по кредитам свыше 180 млн. тенге/финансовому агентству по кредитам до 180 млн. тенге;

субъектов малого предпринимательства,предусматривающих рост доходов, увеличение среднегодовой численности рабочих мест на основе данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям и рост объема уплачиваемых налогов в бюджет на 10 % после
2 (два) финансовых лет с даты решения РКС по кредитам свыше 180 млн.
тенге/ решения финансового агентства по кредитам до 180 млн. тенге.»;

дополнить пунктом 117-1 следующего содержания:

«117-1. Гарантированию также подлежат кредиты субъектов малого и среднего предпринимательства, выданные (выдаваемые) банками за счет средств ЕНПФ на пополнение оборотных средств и (или) рефинансирование текущих обязательств.»;

пункт 118 изложить в следующей редакции:

«118. Частичное гарантирование может осуществляться по кредитам на пополнение оборотных средств в случаях, когда финансирование оборотных средств осуществляется в рамках:

1) кредита, направленного на приобретение и (или) модернизацию основных средств и (или) расширение производства, где размер оборотных средств не превышает 30 % от суммы кредита;

2) средств ЕНПФ.

Для действующих предпринимателей, начинающих предпринимателей, начинающих молодых предпринимателей частичное гарантирование может осуществляться по кредитам банков до 60 млн. тенге включительно, направленным на пополнение оборотных средств.»;

пункт 123 исключить;

пункт 127 изложить в следующей редакции:

«127. Ставка вознаграждения банков по кредитам, по которым осуществляется гарантирование, не может быть выше 19 %. Ставка вознаграждения банка развития по кредитам, по которым осуществляется гарантирование, не может быть выше 13 %.»;

пункт 167 дополнить частью второй следующего содержания:

«Предельная дата создания новых постоянных рабочих мест отражается в решении РКС.»;

подпункт 4) пункта 186 изложить в следующей редакции:

«4) по функциональному направлению расширения деловых связей: установление деловых связей с иностранными партнерами.»;

пункт 194 изложить в следующей редакции:

«194. Финансирование расходов на содержание и функционирование ЦОП при региональных филиалах финансового агентства осуществляется за счет собственных средств финансового агентства, при операторе нефинансовой поддержки – за счет собственных средств оператора нефинансовой поддержки.»;

в пункте 263:

в части первой:

подпункт 2) изложить в следующей редакции:

«2) заявитель подает заявку на обучение в установленной форме финансовому агентству. При этом заявитель подписывает письменное обязательство о представлении всех сведений и данных, необходимых для проведения мониторинга или иных действий, связанных с реализацией проекта. Финансовое агентство формирует сводную заявку в соответствии с квотами, определяемыми уполномоченным органом, и направляет на согласование в уполномоченный орган;»;

подпункты 3) и 4) исключить;

подпункт 5) изложить в следующей редакции:

«5) уполномоченный орган направляет согласованный перечень участников Программы в АОО «Назарбаев Университет».»;

часть вторую изложить в следующей редакции:

«Финансовое агентство совместно с АОО «Назарбаев Университет» проводит последующий мониторинг деятельности участников Программы по развитию предприятий.»;

подпункт 7) пункта 270 изложить в следующей редакции:  

«7) в случае представления полного пакета документов, оператор компонента в течение 10 рабочих дней в порядке, предусмотренном в
Правилах возмещения части затрат субъектов индустриально-инновационной деятельности по продвижению отечественных обработанных товаров, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 1128, (далее – Правила возмещения) осуществляет проверку представленной заявки и прилагающихся к ней документов на предмет соответствия установленным требованиям;»;

в пункте 287:

пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Сопровождение обращений предпринимателей и населения с предпринимательской инициативой:

1) в государственных органах по вопросам получения лицензий и разрешений;

2) в банках второго уровня по вопросам получения кредитов;

3) в институтах развития по вопросам получения мер государственной поддержки.»;

пункт 8 изложить в следующей редакции:

«8. Консультации в сфере государственно-частного партнерства
(далее – ГЧП) по:

1) подготовке конкурсной заявки потенциального частного партнера в рамках конкурса по определению частного партнера;

2) разработке концепции проекта ГЧП в рамках определения частного партнера;

3) подготовке и заключению договора ГЧП;

4) вопросам реализации проектов ГЧП.»;

пункт 302 изложить в следующей редакции:

«302. Поддержка в рамках Программы ЕБРР по поддержке малого и среднего предпринимательства Республики Казахстан предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных секторах экономики и отраслях обрабатывающей промышленности, определенных ГПИИР, и в моногородах, малых городах и сельских населенных пунктах без отраслевых ограничений, а также обладающим финансовой стабильностью и высоким потенциалом роста и готовым покрыть часть затрат от общей стоимости консультационного проекта, реализуемого в рамках Программы.»;

подпункт 3) пункта 305 изложить в следующей редакции:

«3) сфера деятельности – деятельность во всех приоритетных секторах экономики и отраслях обрабатывающей промышленности, определенных ГПИИР, и в моногородах, малых городах и сельских населенных пунктах без отраслевых ограничений;»;

в пункте 312:

подпункт 2) изложить в следующей редакции:

«2) заявитель представляет в ЕБРР заявку на поддержку при содействии Программы ЕБРР по поддержке малого и среднего предпринимательства Республики Казахстан и необходимый пакет документов (в том числе заполненный оригинал заявки согласно стандартной форме Программы ЕБРР по поддержке малого и среднего предпринимательства Республики Казахстан, копии учредительных документов, копии финансовых отчетов за два полных предыдущих года и текущий финансовый период на момент подачи заявки);»;

подпункт 4) изложить в следующей редакции:

«4) специалист ЕБРР составляет сводный перечень заявителей на участие в Программе ЕБРР по поддержке малого и среднего предпринимательства Республики Казахстан и занимается регистрацией и хранением информации о заинтересованных предприятиях, представляет сводный перечень предпринимателей, получивших одобрение на участие в Программе ЕБРР по поддержке малого и среднего предпринимательства Республики Казахстан, финансовому агентству с целью уведомления;»;

часть вторую пункта 361 изложить в следующей редакции:

«Порядок возмещения части затрат по сертификации продукции и систем менеджмента качества в соответствии с международными стандартами (ISO, API, ASTM, GMP, EN и др.) устанавливается Правилами возмещения части затрат субъектов индустриально-инновационной деятельности по продвижению отечественных обработанных товаров, работ, услуг на внутреннем рынке, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года
№ 1164.»;

в разделе «Функциональное направление: расширение деловых связей»:

подраздел«Инструмент «Продвижение отечественных обработанных товаров и услуг» и пункты 378, 379, 380, 381, 382, 383, 384, 385, 386, 387, 388, 389, 390 исключить;

в подразделе «Мониторинг реализации Программы»:

части первую и вторую подпункта 3) пункта 400 изложить в следующей редакции:

«3) аудит результативности Программы – ежегодно путем проведения семинара, в соответствии с форматом на базе ЦОП.

Результаты аудита результативности Программы включаются в комплексный аналитический отчет эффективности Программы, представляемый оператором нефинансовой поддержки уполномоченному органу не позднее июля финансового года, следующего за отчетным.»;

в подразделе «Взаимодействие участников Программы»:

пункты 407, 408 изложить в следующей редакции:

«407. Финансовое агентство для целей формирования общего комплексного годового аналитического отчета эффективности Программы не позднее апреля года, следующего за отчетным, направляет результаты мониторинга первого, второго и третьего направлений Программы оператору нефинансовой поддержки и уполномоченному органу.

408. Предприниматели для целей ведения мониторинга финансовых мер поддержки предпринимательской деятельности представляют финансовому агентству заявление о предоставлении согласия Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан предоставлять финансовому агентству следующие сведения, являющиеся в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан налоговой тайной:

1) доходы для определения финансовым агентством динамики роста доходов предпринимателя;

2) численность работников для определения финансовым агентством роста среднегодовой численности рабочих мест предпринимателя;

3) расходы по начисленным доходам работников и иным выплатам физическим лицам;

4) среднемесячная заработная плата на одного работника;

5) сумма налоговых выплат для определения финансовым агентством динамики увеличения налоговых выплат в бюджет предпринимателем.

Для определения динамики роста дохода, среднегодовой численности работников, увеличения налоговых выплат предпринимателя финансовое агентство использует информацию, указанную в соответствующих формах налоговой отчетности предпринимателя. Отчетной датой при расчете динамики роста дохода, среднегодовой численности работников, увеличения налоговых выплат предпринимателя является начало следующего финансового года вне зависимости от даты решения РКС.»;

в подразделе «Критерии Программы»:

в пункте 410:

абзац четвертый подпункта 2) изложить в следующей редакции:

«ставка вознаграждения по которым была удешевлена за счет бюджетных средств, за исключением кредитов/лизинговых сделок банков/банка развития/лизинговых компаний, ставка вознаграждения которых была удешевлена в рамках Программы;»;

дополнить подпунктом 3) следующего содержания:

«3) кредит/лизинговая сделка/микрокредит предпринимателя должны выдаваться в национальной валюте, за исключением третьего направления Программы, где допускается выдача кредитов в национальной и иностранной валютах.»;

пункт 418 изложить в следующей редакции:

«418. Средства, выделенные на субсидирование в рамках Программы и не использованные региональными координаторами Программы/местными координаторами Программы/финансовым агентством/УОМ в текущем финансовом году, могут быть использованы в очередном финансовом году на субсидирование проектов, в том числе одобренных в очередном финансовом году.»;

пункт 424 дополнить частью второй следующего содержания:

«При этом участниками Программы по инструменту субсидирование части ставки вознаграждения по кредитам/лизинговым сделкам могут быть банки/банки-платежные агенты, реализовавшие совместно с финансовым агентством в установленные финансовым агентством сроки автоматизацию файлообмена в формате МТ102, предусматривающую своевременное списание сумм субсидий в разрезе предпринимателей и заключенных ими договоров субсидирования.»;

приложение 2 к Единой программе поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020» изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению.

3. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению 2 к настоящему постановлению.

4. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Премьер-Министр Республики Казахстан                            К. Масимов

Приложение

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться